canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Группы нейропсихологической коррекции относят­ся к обучающим и психотерапевтическим. Особенности работы в группе детей.

20.3. Особенности работы в группе

Нейропсихологическая коррекция обычно проводится в индивиду­альной форме при наличии у ребенка существенных отклонений в раз­витии, искажении эмоционально-аффективной сферы и, в некоторых случаях, на начальных этапах работы.

В настоящее время растет количество детей с минимальными моз­говыми дисфункциями, а также тех, чье состояние можно оценить как пограничное. С такими детьми целесообразно проведение коррекции в групповой форме. Помимо задач, решаемых в ходе нейропсихологи­ческой коррекции, данный вид работы помогает ребенку решить про­блемы, связанные с нарушением социальной адаптации, трудностями в общении.

Групповая работа создает оптимальную обстановку для детей, нуж­дающихся в освоении навыков социальных контактов. Кроме того, не­которые приемы нейропсихологической коррекции оказываются осо­бенно эффективными в условиях группы, где ребенок может сравнить свое выполнение задания с другими участниками, где можно показать удачные и неудачные способы решения различных задач, ввести игро­вые и соревновательные элементы. В группах детей любого возраста дей­ствуют механизмы подражания, и то, что выполняется каждым ребенком, имеет существенное значение для всех участников. В коллективе ребе­нок может осознать, как он взаимодействует с другими детьми, получить от них «обратную связь», опробовать новые формы поведения и усвое­ния знаний. Кроме того, каждый ребенок нуждается в связи с другими детьми, чтобы убедиться, что и другие испытывают сходные чувства и сталкиваются со сходными проблемами.

Возвращение к индивидуальным занятиям возможно в том случае, если ребенок не справляется с темпом работы группы при решении коррекционных задач.

По своему типу группы нейропсихологической коррекции относят­ся к обучающим и психотерапевтическим, так как целью групповой работы является решение как психологических, так и социальных про­блем ребенка.

Как правило, в группы входит 6-8 детей (девочки и мальчики) с раз­ницей в возрасте не более 2 лет (5-6 лет, 7-8 лет и т. д.), имеющих схо­жий нейропсихологический статус, независимо от нозологии. Таким образом, в одну группу с детьми, имеющими психосоматические рас­стройства, могут войти дети с неврозами, патологическими привычка­ми, гиперактивностью и расстройством внимания и легкой задержкой психического развития, имеющие трудности обучения (дисграфию, дислексию, нарушение счета и пр.), а также имеющие сочетанную пато­логию. Очень важно, чтобы гиперактивных детей в группе было не боль­ше двух, и только один — с гиперфункцией правого полушария. Сюда не должны попадать дети с психическими расстройствами и пережив­шие сексуальное насилие. В одну группу не принимаются дети-род­ственники, кроме близнецов. Группы являются закрытыми, так как ис­пользуются обучающие техники, занятия продолжаются от 6 месяцев до 2 лет, в зависимости от возраста и состояния детей.

Независимо от состава групп, можно выделить некоторые общие закономерности групповой динамики, фазы, свойственные любым группам.

На первой фазе происходят:

а) знакомство детей друг с другом и специалистом;

б) ориентация в окружающей обстановке;

в) усвое­ние правил детьми и их родителями.

Это период зависимости от веду­щего групп. В самом начале важно оговорить условия выхода из группы, если в этом будет необходимость. Задача ведущего на этом этапе — создать атмосферу максимального доверия (нельзя насильно включать ребен­ка в работу), отработать механизм обратной связи, добиться усвоения правил поведения в группе детей и родителей. На первом занятии про­ходит знакомство членов группы, выяснение их желаемого результата, предоставление детям и их родителям полной информации о предстоя­щей работе, возможных трудностях и ухудшениях. Отношение детской группы к занятиям неоднозначно, каждый ребенок имеет свою мотива­цию прихода к психологу, некоторых детей без объяснений приводят родители. Как фактор управления группой вводится метод поощрений и наказаний: правильное выполнение инструкций детьми регулируется с помощью поощрений (призы в виде конфет, игрушек) и наказаний (лишение призов, штрафные очки), что является в условиях группы очень значимым. При нарушении правил поведения дети могут удалять­ся с занятия. На начальном этапе родители активно привлекаются к ра­боте. В это время ребенок учится осваивает базовые навыки. Как прави­ло, они вызывают большие трудности, и родители помогают своим детям. В конце первой фазы (через 8-10 занятий) отмечается законо­мерное ухудшение состояния и поведения ребенка. Очень важно, чтобы в этот момент он чувствовал поддержку родителей (прежде всего — матери). В свою очередь, каждая мать должна чувствовать поддержку и за­щиту со стороны психолога, ведущего группу; специалист создает связь между ребенком и родителем, поддерживает их.

Вторая фаза — стадия конфликтов или конфронтации. Здесь происходит усвоение ребенком первоначальной программы и отра­ботка вновь усвоенных навыков, что является нудным и монотонным. В связи с этим, а также в силу законов динамики коррекционных групп, среди детей возникает недовольство рабочей программой и ведущим. На этой стадии происходит процесс статусной дифференциации груп­пы: группа делится на активных и пассивных, доминирующих и подчи­няющихся. Здесь возможны агрессивные выпады против специалиста, ведущего группу, и отказ от занятий. Для уравновешивания группы де­тям предлагается поочередное ведение занятий, чтобы каждый ребенок почувствовал себя в роли ведущего. Это поднимает авторитет каждого ребенка, ведет к лучшему освоению программы занятий, стимулирует занятия дома. На данной фазе родители удаляются из группы и приглашаются на занятия только в связи со сменой программы.

Третья фаза — конструктивная, направленная на сглаживание конфликтов и сплочение группы. Дети научаются самостоятельно рабо­тать, помогать друг другу и получать помощь, открыто высказывать свои проблемы. Для этой фазы характерно повышение интереса к решению своих проблем (особенно для детей школьного возраста), вера в свои соб­ственные силы. Как правило, на данном этапе отмечается уже стойкое улучшение в состоянии ребенка, повышение работоспособности, обу­чаемости и социального статуса. Необходимо отметить, что устранение симптома не есть достаточный повод для окончания коррекционной работы. Положительный результат, выражающийся в ликвидации проявлений дезадаптации и имевшихся ранее нарушений, не являет­ся единственным критерием эффективности. Многие родители счи­тают конечной целью снятие нарушений, явившихся причиной обра­щения к специалисту. Однако родителям надо объяснить, что занятия с ребенком необходимо продолжать для разрушения патологического механизма, обеспечения устойчивости достигнутого эффекта, профи­лактики новых нарушений.

Необходимо учитывать, что у группового метода имеется целый комплекс косвенных результатов: например, повышение самооценки, уверенности в себе, преодоление трудностей в общении. Максималь­ный эффект достигается спустя 6-7 месяцев после окончания психокоррекционного воздействия. Отсроченная диагностика показывает устойчивость достигнутых результатов на отдаленных этапах после завершения коррекции.

 

методика сенсомоторной коррекции – предыдущая | следующая – психологическая литература

Оглавление – Мекадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста

 

Консультация нейропсихолога

Нейропсихологическая диагностика и коррекция

Консультация детского нейропсихолога и дефектолога

Яндекс.Метрика