Глава 3. Особенности этиологии психических расстройств в подростковом возрасте

Пубертатный период как этиологический фактор

Половое созревание — процесс, сопровождающийся резкими эндокринными сдвигами, бурным ростом, существенными пере­стройками в жизнедеятельности организма. Существуют различ­ные, порой диаметрально противоположные, точки зрения на зна­чение пубертатного периода в происхождении психических заболе­ваний — от признания его главной причиной болезни до сведения его роли к фактору весьма второстепенному — патопластическому, способному лишь придать особую возрастную окраску картине. В действительности же роль пубертатного периода в различных случаях неодинакова.

D. van Krevelen [Modern perspectives…, 1971] указал на возможность неодинакового значения пубертатного периода в генезе психических нарушений у подростков. Ниже эти варианты перечисляются с нашими дополнениями и пояснениями.

1. Болезнь начинается в подростковом возрасте только потому, что ее латентный период простирается на много лет, и поэтому она просто не успевает развиться в детстве. Примером служил ювенильный прогрессивный паралич на почве врожден­ного сифилиса.

2. Нарушения вызываются тем, что в подростковом возрасте среда и общество начинают предъявлять индивидууму не­посильные для него требования. Так, например, при сложных современных программах обязательного обучения только в под­ростковом возрасте может выявиться пограничная умственная отсталость, так как с этого возраста школьные задания становятся более трудными.

3. Подростковый возраст накладывает свой отпечаток на кар­тину нарушений, определяет своеобразие болезненных пережива­ний, т. е. выступает как фактор патопластический. Примером может послужить частота психопатоподобных нарушений поведения при разных нервных и психических заболеваниях у подростков.

4. Подростковый период способен выступить как фактор преципитирующий, т. е. ускоряющий, подталкивающий развитие нару­шений, появившихся еще в детстве (подростковые обострения детской шизофрении, декомпенсации психопатий, сформиро­вавшихся еще в детстве, и др.).

5. Подростковый возраст может оказаться фактором предиспонирующим, т. е. предрасполагающим, делающим особенно чувствительным к определенным неблагоприятным влияниям среды. Например, будучи периодом формирования характера этот возраст оказывается особенно уязвимым в отношении хронической психической травматизации, предрасполагая, таким образом, к приобретенным девиациям характера (психопати­ческим развитиям).

6. Пубертатный период играет роль фактора, выявляющего скрытую до этого патологию, т. е. является фактором провоцирую­щим. Эта роль периода полового созревания особенно велика. Во время бурных эндокринных пертурбаций выступают латент­ные наследственные задатки, включая генетически обусловлен­ные психические заболевания;— осуществляется так называемая «фенотипическая экспрессия генетических признаков». В силу этого на подростковый возраст часто падают первые приступы и дебюты прогредиентной шизофрении и шизоаффективного психоза.

7. Наконец, сам подростковый период может быть главной причиной, ведущим звеном в развитии нарушений, т. е. являться фактором патогенетическим. Примером могут послужить патохарактерологические реакции, особенно тяжелые при выраженной акселерации развития.

Однако пубертатный период не только способствует развитию всякого рода нарушений. Этот возраст несет также новые компен­саторные возможности. С наступлением полового созревания могут сгладиться проявления невропатии, прекратиться энурез значительно смягчиться нарушения при органических психопатиях, Следовательно, пубертатный период может выступать также в роли оздоравливающего, саногенетического фактора.

 

Инфекции, интоксикации и черепено-мозговые травмы

Инфекции в настоящее время довольно редко вызывают психические расстройства у подростков, чаще других среди них встречаются ревматизм и вирусный грипп. Роль других инфекций в связи с успехами в их лечении отошла на задний план. Например, ювенильный прогрессивный паралич, бывший еще в 20—30-х годах нашего столетия классическим примером под­росткового экзогенного психоза, в настоящее время практически не встречается.

Однако, видимо, в последнее время возросло значение так называемых банальных хронических инфекций, вызываемых условно-патогенной микрофлорой. В подростковом возрасте их роль не ограничивается только астенизирующим действием. Они могут способствовать психопатоподобным нарушениям поведения. Например, среди трудных по поведению подростков обнаружен значительно больший процент хронических гнойных отитов в сравнении с общей подростковой популяцией [Пуховский Н. Н., 1979].

Интоксикации как причины психических расстройств у подростков существенно отличаются от тех, что приходится встречать у взрослых, где первейшее место среди интоксика­ционных психозов занимает алкогольный делирий и небольшой процент составляют психозы при профессиональных отравлениях, вследствие несчастных случаев и т, п. У подростков подав­ляющее число интоксикационных психозов является следствием употребления токсических доз холинолитических или адренергических веществ или средств бытовой и технической химии. Иногда эти же вещества используются в суицидных целях.

Черепно-мозговые травмы, особенно часто закры­тые, даже легкие, но повторные, у подростков мужского пола слу­жат причиной нервно-психических расстройств. Этому у них спо­собствуют сочетание в данном возрасте большой двигательной активности с недостаточной осторожностью и эмоциональной неустойчивостью, увлечение опасными в отношении этих травм видами спорта, а также драки со сверстниками. У подростков, перенесших во время родов или в первые 2—3 года жизни черепно-мозговые травмы, а также при наличии достаточно компенсированных резидуально-органических поражений головного мозга вследствие перенесенных мозговых инфекций или нейроинтоксикаций даже самые легкие коммоции могут иметь серьезные последствия. Повторные вредности такого рода здесь как бы играют роль «второго удара» по месту наименьшего сопротивления. В таких случаях даже после легкой коммоции неожиданно может начать развертываться картина органи­ческой психопатии.

динамические изменения – предыдущая | следующая – психогенные факторы

Подростковая психиатрия. Содержание.