canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Оксюморон основан на неожиданном сочетании предметов или явлений

Визуальный аналог оксюморона

Кандидат психологических наук арт-терапевт Е. С. Коротченко
Образная сфера в живописи и литературе. Визуальные аналоги литературных тропов (ч. 11)
Оксюморон (греч. – острая глупость) в лингвистическом значении – это “сочетание противоположных по смыслу определений, понятий, в результате которых возникает новое смысловое качество” (Аксенова, 1974в, с. 252), нарочитое сочетание противоречивых понятий: Смотри, ей весело грустить Такой нарядно-обнаженной (А. Ахматова).Оксюморон основан на неожиданном сочетании предметов или явлений. “Если в сознание одновременно ввести логически несовместимые вещи, то механизм сознания начинает искать способ связывания их в непротиворечивое целое <…> Сознание пытается избавиться от двусмысленностей” (Аллахвердов, 2001, с. 66-72).

В качестве оксюморона приведем пример анекдота советских времен. К очередному ленинскому юбилею в рамках социалистического соревнования различные промышленные производства выпустили юбилейную продукцию: мебельная фабрика – трехспальную кровать под лозунгом “Ленин с нами” и т. п. Часовой завод, в свою очередь, выпустил часы с кукушкой. Ровно в двенадцать часов они отбивали бой, открывалось окошко и из него выезжал на броневике, с указующим жестом Владимир Ильич и произносил: “Ку-ку”.

Совмещение несовместимого в оксюмороне, объединение двух противоположных частей создает, как в физике, эффект аннигиляции частицы и античастицы, сопровождающийся выбросом энергии. Объединение сакрального (образа великого вождя) и профанного (часы c кукушкой), вызывая множество амбивалентных эмоций, уменьшает исходную энергетику эмоционально значимого объекта1. По-видимому, это достаточно универсальный прием карнавальной культуры (в духе М. Бахтина – Бахтин, 1965) или смеховой (в духе Лихачева – Лихачев, 1984), кстати, необязательно ведущей к десакрализации объекта осмеяния. В глубоко религиозной средневековой Испании в дни карнавала прихожане вполне могли пародировать епископов и знать в духе раблезианских шуток на тему физического низа.

Интересно отметить, что этот анекдот уже не вызывает соответствующую эмоциональную реакцию у молодого поколения. Образ вождя перестал быть для них сакральным, а анекдот кощунственным, соответственно и дающим эмоциональный выброс. Очевидно, мы переживаем время не только “смерти богов” (Ницше), но и “смерти вождей”.

Можно вспомнить и отечественную телепередачу “Куклы” времен правления Б. Ельцина, в которой осмеяние политических лидеров вело скорее к их узнаванию и популяризации в народе, к приближению к народным персонажам (типа Василия Ивановича или Петьки с Анкой-пулеметчицей). В 1990-е гг. при вынужденной посадке правительственного вертолета с высшими государственными чиновниками где-то в глухой глубинке России к вертолету бежали местные жители с радостными криками узнавания: “Куклы прилетели!”

Приведем пример визуального аналога оксюморона: картина Ф. Гойи “Пожилая женщина, смотрящаяся в зеркало”, или “Las viejas” (эта картина имеет разные названия) (рис. 13 на цветной вклейке) – яркий пример оксюморона.

Картина выражает иронию сатирика, ему удалось создать выразительный острый и лаконичный образ пожилой женщины с ярким макияжем, характерными кокетливыми жестами и мимикой. Одежда, аксессуары, прическа – все это не сочетается с выражением лица и возрастом. Гротесковое преувеличение не остается незамеченным для зрителя: такой портрет воспринимается, с одной стороны, как глубоко психологичный, с другой – как юмористический.

Предыдущая | Следующая

Запись на приём к автору статьи, арт-терапевту Коротченко Е.А.

Яндекс.Метрика
http://www.arsenalplayershop.com/2017-18-ARSENAL-KITS-SHOP/Alexis-Sanchez-Arsenal-2017-18-Jersey-For-Women-Youth http://www.arsenalplayershop.com http://www.ncaaplayershop.com http://www.ncaaplayershop.com/NCAA_Alabama_Crimson_Tide_Football_Jersey_Online_Store/Mens_Eddie_Lacy_University_Football_Jersey_In_Adult_Size_S_M_L_XL_2XL_3XL http://www.realmadridplayershop.com/2017-18-REAL-MADRID-KITS http://www.atleticomadridplayershop.com/Atletico-Madrid-2017-18-KITS http://www.saintgermainplayershop.com/psg-2017-18-kits.html http://www.barcelonaplayershop.com/2017-18-barcelona-kits-for-sale.html