Психотехники в коррекционных занятиях с аутистами

Приводим конкретную схему занятий с описанием психотехник.

1. Предметно-практические манипуляции с объектными формами
Цель занятий Обучение ребенка соотнесению плоскостных и объемных форм в практическом действии с предметами на основе метода проб и ошибок, посредством отбрасывания ошибочных вариантов и фиксирования правильных
Психотехнические игры «Закрой коробки», «Чей домик», «Найди окошко», «Почтовый ящик». Ребенку предлагаются эталонные геометрические фигуры, которые он должен соотнести с местом
Оборудование Коробки с крышками разной формы.Объемные геометрические формы, по объему подходящие к прорези. Доски с прорезями, изображающими геометрические фигуры и предметы из геометрических форм
2. Зрительное восприятие формы без предметно-практических манипуляций
Цель занятий Обучение ребенка зрительному сопоставлению формы без предметно-практической ориентировки (вычленение контура предмета, соотнесение объемных и плоских форм, узнавание предметов в рисунках, их словесное обозначение)
Психотехнические игры «Найди свою пару», «Лото», «Угадай, что нарисовано», «Магазин»
Оборудование Карточки с изображением геометрических форм. Парные плоскостные или пластмассовые формы. Предметы и игрушки разной формы
3. Запоминание форм
Цель занятий Развитие у детей способности запоминать воспринятые формы; мысленно, по представлению, сопоставлять объемную форму с плоскостной. Закрепление названий «круглый», «квадратный», «овальный», «треугольный»
Психотехнические игры «Узнай и запомни», «Найди похожую», «Угадай, чего не стало»
Оборудование Карточки с геометрическими формами разной величины и цвета.Объемные игрушки разной формы (например, шар, неваляшки, телевизор и пр.).Плоскостные формы-образцы (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник)

 

 

Следует подчеркнуть, что выполнение заданий возможно только после того, как установлен эмоциональный контакт с ребенком. Ребенок с аутизмом может активно сопротивляться, отказываться заниматься, разбрасывать пособия. В этом случае его не следует заставлять продолжать выполнять задание. Можно предложить ребенку делать с материалом, с которым он должен был работать по инструкции, то, что он хочет. При этом следует комментировать действия ребенка, придавая им определенный смысл. Например, если ребенок вместо вкладывания коробочек хаотично накладывает их друг на друга, психолог может сопровождать его действия словами: «Какую башню строит Петя, как интересно, бух — башня падает». Такой подход стимулирует ребенка к дальнейшей деятельности.

Обучение восприятию величины предметов, так же как и формы, проводится в контексте предметно-практических манипуляций. В процессе действий с игрушками ребенок начинает выделять величину зрительно. На основе многочисленных проб у ребенка может возникнуть полноценное зрительное восприятие величины, умение вычленять ее, соотносить предметы по величине.

Занятия состоят из трех этапов.

1. Практическое выделение величины
Цель занятий Развитие у детей умения ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов, соотносить по величине плоские и объемные фигуры, составлять сериационный ряд
Психотехнические игры «Составление двух- и трехместных матрешек», «Найди место для предмета», «Построй башню», «Найди кровать для куклы»
Оборудование Матрешки (двух-, трех- и четырехместные).Бруски разной величины.Куклы и машинки разной величины.

Игрушечная мебель разной величины

2. Зрительное восприятие величию
Цель занятий Обучение зрительному различению предметов различной величины, соотнесению зрительного образа со словом
Психотехнические игры «Лото» (определение предметов по величине), «Закончи узор» (с учетом величины детали), «Построй башни» (с учетом разной высоты) и пр.
Оборудование Карточки с изображением предметов разной величины.Большие и маленькие круги, квадраты и контурные узоры.Фломастеры.

Трафареты с изображением предметов и животных разной величины

3. Запоминание предметов с учетом их величины
Цель занятий Развитие умения удерживать в представлении и мысленно соотносить между собой величины разных предметов, осуществлять выбор по представлению и словесному обозначению величины предметов
Психотехнические игры «Запомни и найди», «Найди, где спрятано», «Угадай, какое платье нужно кукле»
Оборудование Карточки-лото с изображением предметов разной величины.Предметы разной величины.Картонные геометрические фигуры трех величин

 

Одной из задач психологической коррекции детей с аутизмом выступает формирование у них константного и целостного восприятия предметов. Детям предстоит осознать, что внешний вид предмета может меняться в зависимости от того, с какого положения на него смотрят — спереди, сзади, сбоку, снизу или сверху: все равно это будет один и тот же предмет. Ребенок должен сформировать представление о том, что целый предмет состоит из отдельных частей, каждая из которых не только имеет свою функцию, но и свою форму, величину, пространственное расположение и к тому же занимает определенное место внутри целого.

Формирование целостного восприятия успешно осуществляется в процессе обучения детей продуктивным видам деятельности: конструированию, рисованию, лепке, аппликации.

Огромный коррекционный потенциал заключается в конструктивной деятельности, которая активно формируется у здоровых детей еще в младшем дошкольном возрасте. Эффективность конструктивных видов деятельности в формировании сенсорных функций у детей с нарушениями в развитии описана в работах многих отечественных педагогов и психологов [Мамайчук, 1976; Катаева, Стребелева, 1991; Гаврилушина, 1991; и др.] Во-первых, в процессе конструктивной деятельности ребенок знакомится с пространственными свойствами предметов (формой, величиной и пр.). Во-вторых, конструирование оказывает существенное влияние на формирование способов восприятия: составление целого из отдельных частей, мысленное расчленение сложной формы и установление пространственных взаимоотношений предметов. В процессе занятий психолог может предлагать ребенку разнообразные игры, такие как «Собери целое», «Какой детали не хватает?» и пр.

Психокоррекционные технологии гностических процессов у детей с аутизмом – предыдущая  | следующая – Коррекционные программы Семаго и Ульяновой

ОГЛАВЛЕНИЕ 

консультация психолога детям, подросткам, взрослым