Психосоматическое заболевание в спектре архаических болезней Я
На сходство психозов с психосоматическими заболеваниями указывал Гейнрих Менг (1934). Он предложил в некоторых случаях психогенных органических расстройств предполагать наличие «органного психоза», поскольку «Я такого больного, как и при психозе, отворачивается от внешнего мира». В то время как при неврозе вследствие формирования симптомов нарушаются лишь функции органов, и то лишь количественным образом за счет утомления или торможения, а Я «в основном остается нормальным», при соматических расстройствах типа органного психоза речь идет о первичных нарушениях соматического Я. Менг, занимавшийся изучением нервной анорексии, подчеркивал, что «модель деформации Я, запускающей органическое заболевание, задана в патологической деформации Я раннего детства, в генезе которого ведущую роль играет мать».
Керман (1946) сообщал о пациентах, сначала страдавших бронхиальной астмой, после ее устранения развивавших маниакально-депрессивный психоз и вновь заболевавших астмой после успешного лечения МДП электрошоком. Здесь становится отчетливо видно, что лечение, ориентированное лишь на симптом и не затрагивающее конфликт идентичности пациента даже по касательной, обречено на неудачу и фактически ведет к ухудшению состояния.
Уже К. Г. Юнг (1907) и Дрейфус (1908) сообщали о том, что у пациентов с психозами исчезала психотическая симптоматика, когда они болели органическими заболеваниями. Кетемейер (1953) связал с подобными наблюдениями свою теорию о «характере эквивалентов» психосоматического заболевания. Я сам сообщал о пациенте, который в детстве постоянно страдал мучительными кожными заболеваниями – экземой и гнойничковыми высыпаниями, преимущественно на коже лица и рук. В пубертатном периоде у него развилась тяжелая бронхиальная астма, державшаяся свыше десяти лет. Когда он, наконец, смог освободиться от астматических приступов с помощью аутогенной тренировки, у него началась депрессия психотического уровня, в связи с которой было начато психоаналитическое лечение. В ходе анализа он сообщал о состояниях крайней подавленности, которые обозначал как астма без астмы (Ammon, 1972b).
Заметная здесь связь между психозом и психосоматической реакцией заключается, с моей точки зрения, в том, что в обоих случаях нарушена интегрирующая функция границ Я. Психосоматический симптом образует «эквивалент» психотической дезинтеграции, который некоторым образом инкапсулирован в более или менее развернутое соматическое расстройство и, таким образом, сохраняет интактность прочих сфер Я за счет частичной дезинтеграции соматического Я.
Висдом (1961) находит важное различие между истерическим конверсионным симптомом и психосоматическим заболеванием. Он утверждает, что «при истерии плохой элемент (интроецированный, переживаемый как разрушающий объект. – Г. А.) выражает себя символически, в то время как при психосоматическом заболевании он вызывает на себя телесную реакцию». Иными словами, конверсионный симптом является выражением символической защиты Я, органический же симптом при психосоматическом заболевании отражает нарушение в Я способности к символизации. Злой объект не символизируется, а отражается, защита использует собственное тело, поскольку отграничение от злого объекта уже не удалось на архаическом уровне соматического Я.
В основе этого структурного дефицита лежит, с моей точки зрения, общий момент, объединяющий психотическую реакцию и психосоматическое заболевание и позволяющий последнему заменить психоз. При этом все же имеется существенное различие в отношении пациента к себе и окружающему. Это видно из короткого сравнительного анализа состояния границ Я и отношения к ним объекта. Объектом здесь является как внешнее не-Я, так и организм относительно Я.
При неврозе в существенной мере развиты объектные отношения, как с реальностью, так и с телесным Я. Состоялось четкое отграничение внутренних объектов от внешних. Здесь происходит прежде всего интрапсихический конфликт между развитыми психическими инстанциями, который определяет картину болезни. В психозе утрачиваются отношения с внешней реальностью. Исчезает разделение между внешней и внутренней реальностью, перестают различаться внутренние и внешние объекты, переживания и поведение пациентов полностью определяются фантазиями всемогущества и страха уничтожения, которые переживаются ими как реальные. Таким образом, при неврозе границы Я сохранны, хотя находятся под угрозой конфликта и ограничены в своих функциональных возможностях. При психозе границы Я структурно изменены, разрушены, это ситуация, развивающаяся параллельно регрессии до архаических первично процессуальных защитных механизмов.
Невротик инсценирует свой бессознательный конфликт прежде всего на интрапсихической сцене в форме снов, навязчивостей и конверсионных симптомов. Он поддерживает при этом сохранность своих отношений с внешними объектами в широких областях социального функционирования. Психотик же проецирует свои сны, страхи и навязчивые действия на реальность, которая становится местом действия, происходящего в его безграничном Я. В остром психотическом состоянии он переживает полную потерю реальности, невозможность различения внешних и внутренних объектов.
Психосоматическая реакция занимает промежуточное положение. Она соответствует по своей структуре и динамике скорее так называемому пограничному синдрому и сексуальным перверсиям. Кхан (1968) описал перверсное поведение как попытку формирования объектных отношений с помощью «техники интимности» с целью репарации Я, восстанавливаемого в перверсном взаимодействии как «идолизированный внутренний объект».
При этом перверсное взаимодействие с фетишем или с партнером-соучастником имеет целью воспроизведение преэдипальной ситуации близости к матери, когда ребенок либидинозно загружен и идолизируется матерью как «вещь- творение». Поэтому партнер или фетиш перверсного больного является объектом, находящимся в пространстве между внутренним и внешним миром, точно так же, как преэдипальная мать, воспринимаемая ребенком одновременно как внешний и внутренний объект или, как я бы сказал, прямо функционирующая как граница его Я. Восстановлением ситуации, в которой перверсный пациент может воспринимать внешний объект, фетиш или партнера-соучастника как часть самого себя, как собственное изобретение, имеющее одновременно качество внешнего объекта, он пытается, как это формулирует Кхан (1968), «ensure the nursing of self and object in the hope of freeing and enlarging the ego into an independent and coherent organization and achieving a sense of identity».