Психосоматический симптом как изменение Я
Краткий обзор основополагающих теорий, разработанных пионерами психоаналитической психосоматики, высветил общий сдвиг в постановке центрального вопроса. Вместо вопроса о содержании симптомов все большее значение приобретают вопрос о форме и способах симптоматического поведения и вопрос о месте, которое это симптоматическое поведение занимает в переживаниях и поведении больного. Этот же вопрос является и вопросом о роли Я в генезе симптомов и симптоматического поведения. На него, как мы видели в приведенных концепциях, даются весьма разные ответы. В дальнейшем я хотел бы обратиться к этому аспекту психологии Я психосоматического заболевания и показать, что этот аспект имеет действительно решающее значение для понимания и лечения психосоматических заболеваний.
Под влиянием одного замечания Ференца, Фрейд уже в рамках своих ранних исследований нарциссизма указывал на аспект психологии Я в органических заболеваниях. В своей работе «К введению нарциссизма» (Freud, 1914а) он утверждает, что органическое заболевание связано с «изменением Я», поскольку больной, «мучимый органическими болевыми ощущениями, теряет интерес к вещам окружающего мира в той мере, в какой они не касаются его страдания»; кроме того, он «перестает любить, пока страдает». Фрейд объясняет это тем, что «больной направляет либидо на себя, чтобы по выздоровлении вновь направить вовне». В качестве примера он цитирует стихи Вильгельма Буша, описывающие поэта, страдающего зубной болью: «Душа пребывает лишь в узкой пещере больного зуба».
Фрейд надеялся, что «рассмотрение огранического заболевания» позволит также «более глубоко понять психологию Я», точно так же, как этого можно ждать от изучения психозов. Сам Фрейд развивал свои взгляды на психологию Я не в связи с проблемой органических заболеваний, а в связи с исследованием психозов и перверсий. В рамках своей ревизии психического аппарата («Я и Оно», Freud, 1923b) он разрабатывает представление о связи между развитием Я и соматическими ощущениями, которое в дальнейшем оказывается весьма плодотворным.
Я предстает в этой работе как «часть Оно, измененная прямым воздействием окружающей среды», как «продолжение поверхностной дифференцировки». Относительно Оно, которому отводится область инстинктов, Фрейд предполагает, что «его границы открыты для соматики». Сами инстинкты являются психическим представительством постоянно поступающих внутренних соматических источников раздражения. Для Я они являются «требованием работы». Также и Я находится в прямых отношениях с соматикой, поскольку проявляется телесно. Фрейд подчеркивает значение, которое имеет восприятие и переживание собственного тела для процесса дифференцировки Я и Оно. «Собственное тело и, прежде всего, его поверхность. – утверждает он, – является местом, из которого могут поступать одновременно внешние и внутренние ощущения. Оно рассматривается как другой объект, но дает осязанию двойственное ощущение, одно из них соответствует внутреннему восприятию». Поэтому Я является «прежде всего телесным, это не только поверхность, но и проекция поверхности». И далее: «Я выводимо из соматических ощущений в последней инстанции, прежде всего из поступающих с поверхности тела. Следовательно, Я может рассматриваться как психическая проекция поверхности тела наряду с тем, что представляет собой поверхность психического аппарата» (Freud, 1923b).
Эта концепция соматического Я имела в дальнейшем чрезвычайное значение для развития психоаналитической психологии Я. Феничел (1945) подчеркивает решающую, с точки зрения истории развития, функцию соматического Я: «Due to the simultaneous occurrence of both, outer tactile and inner sensory jdata, one’s own body becomes something apart from the rest of the world and thus the discerning of self from non-self is made possible»[1]. Он подчеркивает, что лишь Происходящее в начале развития Я формирование психического представительства тела и его органов делает возможным так называемое «body image», представление о собственном Я. Поэтому «body image» является ядром Я.
Как уже упоминалось, Феликс Дойч (1959) привлек концепцию соматического Я для объяснения психосоматических заболеваний. Он указывал на то, что при органических заболеваниях затрагивается и психическое представительство нарушенных соматических функций. Репаративные попытки Я восстановить интактную картину тела затрудняются невроти зирующими влияниями окружения, амальгамированными с ранними и регрессивно реактивированными нарушениями картины тела и обусловливающими вместе с патологически измененным восприятием основу его психосоматического симптоматического поведения.
Расстройствами бессознательной картины тела занимался уже Пауль Шильдер (1924, 1925, 1931, 1935). Примыкая к выдвинутой английским невропатологом Генри Гидом (1911-1912) концепции схемы тела, Шильдер (1925) смог показать, что, например, искаженные представления о собственном теле, сходные с наблюдавшимися Гидом и его сотрудниками при органических повреждениях мозга, обнаруживаются при шизофрении. По Шильдеру (1925), схема тела включает «отдельные органы и положение их друг относительно друга». Он различает два типа нарушений. Схема тела может, с одной стороны, «нарушаться примитивным образом за счет расстройств в грубом материале», то есть вследствие прямых повреждений самих органов, с другой же стороны, «могут иметь место нарушения, соответствующие, в известной степени, расстройствам с агнозией и апраксией». В этих случаях «имеющаяся схема тела… не может быть адекватно использована при перцепции и поведении».
Шильдер подчеркивает, что схема тела должна пониматься как очень сложная психическая конструкция, состоящая из нескольких исторических слоев. Он предполагает, что она поддерживает тесные отношения не только с моторикой, но через нее могут контролироваться вегетативные функции, вероятно, через сосудисто-вегетативный аппарат промежуточного мозга. Таким образом, Шильдер представляет концепцию, позволяющую объяснить как нарушения моторики, проявляющиеся, например, в истерической конверсионной симптоматике, так и вегетативные расстройства в сфере психосоматических заболеваний.
При этом он подчеркивает функцию, которую приобретает схема тела в психической переработке органических нарушений: «Каждый использует будничный опыт органических заболеваний для последующих экспериментов со схемой тела и приобретения ключевого представления об определенном органе, которое не дано непосредственно в двигательной модели. Под ключевым представлением я имею в виду, что мы в состоянии менять функции кишечника (и других органов), которые нам недоступны, с помощью определенных произвольно выбранных представлений. Мы не можем приказать себе повысить частоту пульса, но можем добиться этого, представив себя в угрожающем положении» (цит. по Fischer, Cleveland, 1958).
[1] «Благодаря одновременности поступления внешних тактильных и внулренних сенсорных импульсов, собственное тело становится чем-то отличным от остального мира, что делает возможным отличение себя от окружающего».
Понятие Я – предыдущая | следующая – Концепция схемы тела