Из приведенных цитат следует, что отношение психоанализа к проблеме психосоматических заболеваний неоднозначно, эта «неисследованная пограничная область» (Freud, 1932) и сейчас остается проблематичной, что во многом связано с возникновением различных психоаналитических школ с собственными исследовательскими подходами.
При этом проблема психосоматики с самого начала была центральной проблемой психоанализа, возникшего благодаря изучению психосоматического аспекта органической симптоматики истерии и невроза страха. Фрейд уже в первых работах по истерии и неврозу страха сформулировал обе психосоматические концепции, до настоящего времени остающиеся основой психосоматических исследований. Однако его позиция в вопросе исследования психосоматических механизмов и лечения этих расстройств всегда оставалась противоречивой.
С одной стороны, он многократно подчеркивал значение психоанализа в изучении психосоматических механизмов. Так, он говорит о том, что психоанализ позволяет «увидеть взаимосвязи психического и соматического» (Freud, 1923а) и категорически утверждает: «Психоанализ никогда не забывает, что основой психического является соматика», хотя «заглянуть туда ему пока не удалось» (Freud, 1910).
Занимаясь, как это показывают Штраус (1955) и Кремериус (1957), всю жизнь проблемой отношений души и тела, Фрейд, тем не менее, в своей работе сознательно отказывался «переступить границу области физиологического исследования» (Freud, 1914а). Он подчеркивал, что «психическое лечение» ни в коем случае не является «лечением соматических проявлений душевной жизни», речь идет здесь о «лечении психических расстройств средствами, которые непосредственно воздействуют на психику человека» (Freud, 1905с). Он считал, что психоаналитическое лечение показано, кроме психоневротических расстройств, только при «всех соматических проявлениях истерии» (Freud, 1904).
Еще в 1932 году, когда его ученики давно уже вели систематическую разработку основных положений психосоматической медицины, он следующим образом выразился в своем письме к фон Вейцдкеру: «Мы обратили внимание на психогенные факторы органических заболеваний, однако психоанализ не может более интенсивно посвятить себя этой неисследованной пограничной области: из педагогических соображений я должен держать аналитиков на расстоянии от таких исследований, им следует учиться ограничивать себя психологическим образом мышления, так как иннервация, расширение сосудов, проводящие пути были бы для них слишком опасным искушением» (v.Weizsdcker, 1954).
Аналогичным образом высказывался Фрейд (1926) в своей работе «К вопросу о неврачебном анализе». Там он пишет, что врачи, обращающиеся к психологическим аспектам болезни, должны противостоять соблазну заигрывать с эндокринологией и автономной нервной системой там, где требуется определить психологические данные психологическими вспомогательными представлениями».
Здесь затрагивается проблема, в которой, с моей точки зрения, заложено противоречие, вкратце обрисованное в начале этой главы: проблема несовместимости психологических и физиологических исследований в области психосоматики. Речь идет о значении «психологических вспомогательных представлений» и «психологического образа мысли», которыми пользуется психоанализ в исследовании и лечении, и о вопросе, что должны означать полученные с помощью этих методов познания в сравнении с результатами, например, экспериментальной, «научно точной» психофизиологии. Иными словами, что же такое психоаналитическая психосоматика?
В развитии взглядов Фрейда и, следовательно, раннего психоанализа эта проблема получила обостренное выражение. Ее, как мне кажется, можно поэтому понять, изучая ход этого развития.
Психосоматическая медицина – предыдущая | следующая – Перспективы физиологии