Важный вклад в аспект психологии Я психосоматического симптоматического поведения сделан моим давним сотрудником Дейтричем фон Крисом (1972b) в работе «Психосоматические синдромы как категории структуры Я». Фон Крис различает две группы психосоматических проявлений. Для него критерием является состояние границы Я, которая должна компенсироваться с помощью симптома. Лежащая в основе патология представляет собой неспособность регулировать это состояние границ Я. Они или слишком широко открыты (ригидное состояние неспособности разграничения внешнего и внутреннего, фон Крис говорит о «гипноидно-симбиотическом состоянии Я»), или слишком жестко закрыты (дисфункциональная преграда между миром внутренних потребностей и внешним миром). В этих двух случаях психосоматический симптом служит разным целям. Фон Крис утверждает: «Психосоматические симптомы в контексте симбиотически-гипноидного расстройства Я, при котором имеется прямой доступ Я к психовегетативным функциональным механизмам (и обоюдная ранимость), обладают… специфической функцией закрытия проницаемых границ Я… Формирование отдельных психосоматических симптомов, выбранных из общей шкалы возможных расстройств, служит защите от дезинтеграции Я и является синтетической акцией Я. Психосоматический симптом предотвращает полное фрагментирование чувства соматического Я».
Иную функцию имеют психосоматические заболевания при «застывшей и псевдозакрытой структуре Я». Фон Крис констатирует: «В противоположность симбиотически-гипноидной структуре Я, в которой креативное состояние диффузии границ Я дисфункционально застыло, психосоматически реагирующий пациент защищает ригидно закрытыми границами Я креативное состояние Я, высоко аффективное состояние диффузии Я». Упомянутое здесь креативное состояние Я с преходящим раскрытием его границ я подробно осветил в работе «Креативность и развитие Я в группе» (Ammon, 1972а, ср. также V. Kries, 1972а).
Фон Крис продолжает: «Таким образом пациент приобретает фасадно функционирующее Я, живущее без аффектов и стабилизированное за счет ригидных гетерономных регуляционных механизмов. Эти люди чувствуют себя хорошо именно в ситуациях, когда ими управляют, на рабочем месте или в чрезмерно упорядоченном мире с жесткими правилами поведения, в особенности в больнице, где они сразу же приобретают идентичность психосоматически или соматически больного».
Анализ состоянии Я с помощью понятий границ Я позволил фон Крису ввести важное, с моей точки зрения, различие при терапевтической работе. Он смог тем самым еще раз доказать пригодность сформулированных мной концепций психологии Я относительно генеза и динамики психосоматических заболеваний и дополнительно их дифференцировать.
Выяснилось также, что концепция психологии Я, отражающая структуру симптоматики в межличностном контексте ее генеза, пригодна и для понимания новых аспектов динамики инстинкта.
Ян Пол (1972), один из близких мне на протяжении многих лет сотрудников, предпринял на основе моей концепции интересную попытку понятийного разъяснения вопроса об условиях возникновения конверсионного симптома в сравнении с психосоматическим симптомообразованием. В своей работе «Конверсия и психосоматическое симптомообразование» он развивает гипотезу о том, что «способность к конверсии», о которой говорил Фрейд (1984), обусловлена дефектом развития соматического Я. Конверсионный симптом служит в этом случае двум различным тенденциям. С одной стороны, он делает возможным символическое выражение бессознательного конфликта между Я и инстинктом, являющегося следствием неудавшейся переработки эдипальной конфликтной констелляции; с другой же, он служит аутоагрессивной попыткой восстановле ния интегративности соматического Я, формирование которого в преэдипальном симбиозе осталось задержанным и нарциссически дефицитарным из-за неправильного поведения матери и первичной группы. Пол утверждает: «Можно также сказать, что в частичном регрессе конверсионного невроза соматическое Я пытается нарциссически удовлетворить потребность своего интегративного отграничения, оказавшегося для него невозможным в первичных объектных отношениях, путем болезненного удержания онтогенетически более ранних конфликтных процессов. Оно предлагает свой старый, открытый регрессией дефект, более новый конфликт с инстинктом использует его как сцену для своего драматического выражения, что позволяет соматическому Я привлечь конверсионный симптом для своей репарации и интеграции».
На основе этого представления Пол развивает концепцию скользящей шкалы психосоматических заболеваний. «Психические заболевания с соматическим симптомообразованием можно ранжировать по скользящей шкале, в зависимости эт размера повреждения первичных и вторичных функций, происшедших в ходе развития Я. Здесь ведущее значение приобретает формирование архаического Сверх-Я и его взаимосвязи с развивающимся Я. Классическая конверсионная истерия соответствует в таком случае первичному повреждению Я при высоких степенях развития вторичных функций Я, выступающих на службе его интегративных потребностей. Вплоть до психоза как генерализованной формы заболеваний Я проходится путь последовательно через актуальный невроз, прегенитальные и т. н. органные неврозы, а также психосоматический конверсионный симптом с плавными переходами между ними». Полу удалось детальным описанием клинического случая верифицировать изложенную здесь вкратце концепцию.
С моей точки зрения, она заслуживает интереса как попытка применения к истерии понятийного инструментария, полученного в рамках исследований психологии Я в раннем взаимодействии матери и ребенка. Он был исходным пунктом психоаналитической теории и практики, однако эти концепции мало изменились в ходе дальнейшего развития теории психоанализа. Я хотел бы подчеркнуть, что предложение Пола ранжировать спектр переходов психосоматической симптоматики от проявлений архаического дефицита Я до классических конверсионных симптомов не должно вести к размыванию структурных различий.
Бхли «способность к конверсии», «соматический ответ» в свете исследований ранних фаз развития Я представляется следствием онтогенетически приобретенного нарциссического дефицита, то это не может означать, что динамика процесса конверсии, воспользовавшаяся этим дефицитом, может быть приравнена к динамике психосоматического заболевания, которая не пользуется нарциссическим дефектом, а прямо служит защите от такого повреждения Я и его компенсации. Это различие я хотел бы подчеркнуть потому, что оно имеет существенные следствия для стратегии и техники психоаналитической терапии психосоматических заболеваний. С моей точки зрения, вклад Пола заключается именно в том, что он показал, что архаический уровень структурного повреждения Я должен быть, в том числе и при лечении классической конверсионной истерии, распознан, вскрыт и проработан.
Психосоматические расстройства и перверсии – предыдущая | следующая – Нарушение развития инстинктов