Яндекс.Метрика

3.1. Психологический аспект афазии

Глава 3. Новое в афазиологии

3.1. Психологический аспект афазии

Одним из важнейших путей к достижению эффективности восстановительного обучения является знание самого дефекта, и прежде всего механизмов его возникновения. Поэтому задачей исследователей: афазиологов, нейропсихологов, логопедов и других специалистов — является дальнейшее экспериментальное изучение афазии во всей ее много-аспектности и сложности, одной из задач которого является разработка для практика-реабилитатора научно обоснованных методов преодоления афазии. Афазия — это сложное нарушение речи. Поэтому, чтобы углубить знания о природе, структуре и механизмах нарушения речи, необходимо изучение разных аспектов афазии и с помощью соответствующих им методов. Наиболее валидным и достоверным для изучения афазии оказался нейропсихологический метод, включающий и психологический, и лингвистический, и неврологический аспекты исследования. С помощью нейропсихологического метода анализа автором совместно с учениками и сотрудниками лаборатории нейропсихологии и восстановительного обучения, заведующей которой являлась автор этой книги, был проведен ряд циклов исследования афазии, в каждом из которых ведущим был то один, то другой аспект рассмотрения дефекта (Проблемы… 1978; Цветкова, 1975, 1980; Цветкова, Глотан, 1978). Здесь мы кратко остановимся лишь на некоторых экспериментальных данных, рассмотрение которых полезно не только с целью демонстрации необходимости знания дефекта для увеличения эффективности восстановительного обучения, но и для применения специалистами разного профиля этих данных в исследовательской и практической работе (психологами, нейропсихологами, лингвистами, психолингвистами, логопедами и др.). Одной из важнейших проблем в изучении психологического аспекта афазии является вопрос о связи нарушения речи при афазии с дефектами других психических функций. Долгое время, вплоть до наших дней, афазия считалась чисто языковым или речевым нарушением (М. Критчли и др.). Ниже кратко опишем наши собственные экспериментальные данные, которые дают основание считать, что афазия не является изолированным и только речевым дефектом. Ее природа и механизмы возникновения тесно связаны с дефектами других психических процессов. Наиболее отчетливо эти положения о системности речевого дефекта при афазии, о ее связи с нарушением других психических процессов, с одной стороны, и о влиянии дефектов других психических процессов на формирование структуры афазии — с другой, проявились при изучении акустико-мнестической афазии, и прежде всего нарушения процесса называния. Ниже опишем наши собственные новые данные, касающиеся ряда проблем афазии, которые все еще требуют своего решения.

Итог 2 главы – Предыдущая | Следующая  –  3.1.1. Афазия и предметный образ