canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Психологический климат школы. Оценка психологического климата.

IV. 3. Положение в школе отношения с учителями (психологический климат)

В хорошей школе, педагогический коллектив которой опи­рается на самодеятельность учащихся, поощряя и развивая их общественную активность н инициативу, эти тенденции не осо­бенно заметны, так как внешкольные интересы свободно вли­ваются в школьные и обогащают школьную жизнь. Там, где этого нет, мотив разграничения и даже противопоставления шко­лы и «настоящей», «взрослой» жизни звучит очень сильно. «Ка­ким бы умным и зрелым ты ни был сам по себе,— пишет «Алому парусу» юноша,— пока ты еще учишься в школе, к тебе относят­ся как к ребенку не только родители (для них это, наверно, естественно), но и все окружающие тебя люди»; «Нам уже 16,— вторит ему десятиклассница,— и на табличку у касс кинотеат­ров «Дети до 16 лет не допускаются» мы смотрим с насмеш­ливой улыбкой. Итак, у администрации кинотеатров мы полу­чили полное признание. А в школе? Как ни странно, в школе нас во многом считают детьми… Однажды один из преподава­телей сказал мне: «Вот кончишь школу, и тогда тебе придется приобретать собственные мысли». Смешно!» Значительно более сложными и дифференцированными ста­новятся в юношеском возрасте и отношения к учителям и с учи­телями. Подобно родителям, учитель имеет в сознании ребенка ряд ипостасей, соответствующих выполняемым им функциям: замена родителей; власть, распоряжающаяся наказаниями и поощрениями; авторитетный источник знаний в определенной области; старший товарищ и друг. Младший школьник не раз­личает этих функций, воспринимая учителя в целом и оцени­вая его по тем же критериям, что и родителей. С возрастом положение меняется. Старшеклассник уже не видит в учителе воплощение отца и матери. Учительская власть также невелика, она даже меньше, чем власть спортивного тренера, который мо­жет отстранить нерадивого ученика от тренировок, чего учитель сделать не вправе. В образе «идеального учителя» на первый план выходят его индивидуальные человеческие качества — спо­собность к «пониманию», эмоциональному отклику, сердечность, т. е. в учителе хотят видеть старшего друга. На втором месте стоит профессиональная компетентность учителя, уровень его знаний и качество преподавания, на третьем — умение справед­ливо распоряжаться властью. Эти качества не всегда сочетаются в одном лице. Отсюда — дифференциация оценок учителей и самих отношений с ними учениками. В принципе старшеклассник готов удовлетвориться более или менее специализированными отношениями интеллек­туального порядка. Учитель, который отлично знает и преподает свой предмет, обычно пользуется уважением, даже если у него нет эмоциональной близости с учениками. Но вместе с тем стар­шекласснику очень хочется встретить в лице учителя настоящего друга, причем уровень ученических требований к этой дружбе весьма высок. Когда ленинградских старшеклассников спрашивали, на­сколько хорошо понимают их разные значимые лица, школьники приписывали любимому учителю почти такой же (юноши) и даже значительно более высокий (девушки) уровень понима­ния, чем отцу. Привязанность к любимому учителю нередко имеет характер страстного увлечения и безоглядной преданно­сти. Но таких привязанностей не может быть много. У боль­шинства старшеклассников, опрошенных Т. И. Мальковской, тесная эмоциональная связь существует с одним-двумя учите­лями, причем с возрастом эти отношения становятся все более избирательными.

Следует отметить довольно частое расхождение между стар­шеклассниками и их учителями в оценке одних и тех же психо­логических ситуаций. Т. Н. Мальковская дважды, в 1968 и 1970 гг., опрашивала учителей и их учащихся, чтобы выяс­нить, существует ли между ними контакт. Разница между учи­тельскими и ученическими ответами оказалась огромной. «Кон­такт есть»,— утверждают 73 процента учителей и… только 18 процентов учеников; «частичный контакт» отмечают 6 про­центов учителей и 47 процентов учеников; отсутствие контак­та — 3 процента учителей и 28 процентов учеников. Отчасти разрыв в оценках объясняется, вероятно, тем, что учителя и ученики по-разному понимают слово «контакт». Учи­теля имеют в виду нормальный психологический климат, дела­ющий возможным учебно-воспитательный процесс, старшекласс­ники же мечтают об эмоциональном тепле и психологической интимности, которые никогда не бывают и не могут быть мас­совыми. И все-таки разница между учительскими и ученически­ми оценками психологического климата школы разительна. И если юношеское сознание иллюзорно в своем максимализме, в том, что предъявляемые им требования не могут быть до­стигнуты, то сознание взрослых иллюзорно в другом: они пере­оценивают степень своей близости к воспитуемым, а тем самым и меру своего на них влияния. Таким образом, юношеский возраст серьезно меняет струк­туру и содержание взаимоотношений со взрослыми, ставя перед родителями и учителями ряд проблем. Это не означает неиз­бежности ссор и конфликтов. Но чтобы сохранить психологи­ческий контакт со старшеклассниками, учителя и родители должны самым серьезным образом учитывать повзросление де­тей, отказываясь от авторитарных методов воспитания, даже если они казались успешными раньше, и всемерно стимулируя развитие самовоспитания.

старшеклассник – предыдущая | следующая – сверстники

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым.

Яндекс.Метрика