canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Психологическим катализатором при изменении отношений в семье может стать болезнь. Если перенесенные болезни отражаются на взаимоотношениях с окружающими, скорее всего это действие психологического катализатора.

Глава 1. Психологическая диагностика в клинической медицине (продолжение)

При медицинском анамнезе, как указывалось, жалобы боль­ного служат врачу для суждения об объективных проявлениях болезни. Собирая жалобы, врач стремится направить высказы­вания больного в нужное русло, оградить себя от потока из­лишней информации, от пустой траты времени на выслушива­ние ненужных подробностей и, наоборот, подтолкнуть боль­ного к тем высказываниям, которые важны для диагностики и которые, по неведению больного, могут быть им опущены. Пси­хологический анамнез, как указывалось, ставит иную цель — оценить личность больного как сложившуюся систему отноше­ний и влияние, оказанное на эту систему болезнью. Поэтому для получения суждения о личности больного и типе его отно­шения к болезни чрезмерно активно регулировать высказыва­ние жалоб не требуется. Психолог при выслушивании жалоб должен стремиться к наиболее полному раскрытию пережива­ний больного, поэтому ограничивать или активно направлять высказывания не следует — необходимо терпеливо выслуши­вать больного и деликатно побуждать его к дальнейшим вы­сказываниям до полного отреагирования.

Опрос о влиянии болезни на различные отношения боль­ного дополняет выслушивание жалоб. Этот опрос касается двух основных сфер отношений— трудовой и семейной, вклю­чая лично-интимную. Следует выяснить, как болезнь сказыва­ется на работоспособности больного, на его служебном поло­жении, заработке, на отношениях с сослуживцами, имеются ли опасения в отношении ухудшения рабочего статуса. Для пен­сионеров и неработающих все то же касается их обязанностей в семье, а для учащихся — учебы и перспектив на будущее. Сфера семейных отношений также может меняться под дей­ствием болезни, если заболевание сказывается на семейном статусе больного. Иногда болезнь служит своего рода психо­логическим индикатором и даже психологическим катализа­тором семейных отношений, обнажая в них то, что до этого было завуалировано или скомпенсировано (это касается как отрицательных, так и положительных отношений). Гармонич­ную семью тяжелая болезнь одного из ее членов сплачивает, негармоничную — толкает к разладу. В гармоничной семье при обычно сдержанных отношениях кого-либо из близких боль­ного могут иногда неожиданно с его болезнью раскрываться теплое внимание и забота, неподдельное проявление большой любви и участия. Примером может послужить отношение од­ного подростка с шизоидным типом акцентуации к его забо­левшей раком и обреченной матери. Всегда до этого крайне сдержанный в проявлениях чувств, по мнению матери, нелас­ковый и нечуткий, увлеченный своими хобби и, казалось, мало интересовавшийся жизнью матери, узнав о ее смертельной бо­лезни, он неожиданно для всех «совершенно изменился». Отст­ранив других близких от ухода, он все свободное время проводил у постели матери, тут же урывками учил уроки, ночевал около нее, чтобы вскочить по первому зову, взял на себя са­мые тягостные стороны ухода, научился делать инъекции нар­котиков и никому это не передоверял. Наоборот, иногда, ка­залось бы, вполне благополучные отношения в семье с болез­нью одного из его членов обнажаются как весьма непригляд­ные.

Выяснение влияния болезни на интимную жизнь больного должно быть максимально деликатным. Осторожными вопро­сами надо сперва прозондировать, склонен ли больной рас­крывать эту сторону отношений, а при явном нежелании — не настаивать, а отложить беседу на эту тему до того, как будет установлен лучший контакт. Когда речь идет о молодежи, еще не имеющей своей семьи, в дополнение к уточнению изменения их статуса в семье родительской надо выяснить, как болезнь сказалась на отношениях с друзьями, со сверстниками проти­воположного пола и как больной смотрит в связи с этим на самого себя и на свои перспективы.

Психологический анамнез жизни. Этот раздел собирания анамнеза включает расспрос больного по следующим темам: 1) перенесенные в прошлом болезни и реакция на них; 2) про­фессиональный путь и деятельность, удовлетворенность ими; 3) развитие семейных и интимных отношений; 4) отношения с непосредственным окружением вне семьи; 5) наиболее тяже­лые события прошлой жизни и реакция на них.

Перенесенные болезни, особенно тяжелые, опасные для жизни или длительные, надолго выбивавшие из жизненной колеи, да и все болезни, сопряженные с госпитализацией и от­рывом от семьи, интересуют прежде всего реакцией на них. Особо следует отметить, как больной переносил прежние гос­питализации, отрыв от работы и семьи, возникала ли в дет­стве и юности необходимость из-за болезни оставаться на вто­рой год в школе или брать академический отпуск и как боль­ной переносил это. Сталкивался ли он ранее с необходимостью из-за какой-либо болезни отказаться от намеченных планов, имевших для него большое значение. И вообще—отражались ли прежние болезни на отношениях с окружением?

Профессиональный путь и деятельность включают расспрос о профессии, о том, как она была выбрана и приобретена, чем привлекла, насколько больной удовлетворен своим профес­сиональным статусом и лелеет ли какие-либо перспективы на будущее. Необходимо осторожно выяснить, имеются ли в настоящее время и имелись ли в прошлом какие-либо угрозы профессиональному благополучию и являются ли они реаль­ными, предполагаемыми или только воображаемыми. Для учащихся, у которых профессиональный статус еще не опреде­лился, его место занимает учеба. Следует узнать, где и как учился  больной,  как  после  8-го  класса  был выбран дальнейший путь обучения — по собственной инициативе, под влия­нием родителей или кого-либо другого, что привлекло в данное учебное заведение, насколько больной удовлетворен сделан­ным выбором и каковы перспективы на будущее. Полезно бы­вает получить представление о любимых и нелюбимых пред­метах и об успехах в учебе. Эти сведения дают немало пред­ставлений о личности молодого больного. Истероидам чаще легче даются предметы гуманитарные — литература, история, иностранные языки. Для эмоционально лабильных особенно привлекательна именно литература. У лиц психастенической акцентуации склонности бывают различными, но они обычно не любят физкультуру и труд, так как любые ручные навыки даются им с большим трудом. Наоборот, при гипертимной ак­центуации все, что связано с активной деятельностью, нередко предпочитается другим занятиям; особенно предпочтительны спортивные игры, учебные же интересы отличаются разнообра­зием и непостоянством. Эпилептоиды обычно более склонны к приобретению искусных мануальных навыков, а среди наук предпочитают точные, нежели гуманитарные, в спорте же — индивидуальные занятия, сопряженные с развитием физиче­ской силы (тяжелая атлетика, борьба). Склонности шизоидов весьма разнообразны, труднее другого им даются разговорные иностранные языки. Нередко их интересы лежат далеко за рамками учебных программ. Посредственные в учебе, они ока­зываются знатоками в своей излюбленной области. Всюду они ищут свои оригинальные, нешаблонные решения, хотя зачас­тую идут по ошибочному пути. Неустойчивых ничего не при­влекает, и они нередко не могут ответить на вопрос о предпоч­тении какого-либо предмета или занятия. При расспросе пен­сионеров, оставивших свой профессиональный труд, наиболее важно выяснить, как произошла эта ломка трудового стерео­типа и адаптация к новым условиям жизни, что заняло место профессиональной работы.

анамнез – предыдущая | следующая – срывы социальной адаптации

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание

Яндекс.Метрика