Психокоррекционные технологии гностических процессов у детей с аутизмом

Психокоррекционные технологии гностических процессов

у детей с аутизмом

Как отмечалось выше, нарушения восприятия, наблюдаемые у детей с аутизмом, могут являться существенным препятствием для развития у них других психических процессов. Эти нарушения носят полимодальный характер и затрагивают базовые механизмы формирования перцепции.

В исследованиях отечественных психологов и педагогов было убедительно доказано, что предметная деятельность здорового ребенка на первом году жизни претерпевает ряд существенных изменений и является основой для формирования гностических процессов. Как отмечает Р. Я. Абрамович-Лехтман [1945], уже на четвертом месяце жизни здоровый ребенок начинает ощупывать, притягивать случайно задетый предмет. Появляются повторные похлопывания рукой по этому предмету. По существу, на этом первом этапе ребенок инициативно осуществляет действенную связь между собой и предметом путем непосредственного контакта. Через ощупывание начинает формироваться выделение предмета как объекта деятельности. В дальнейшем действия ребенка становятся результативными: он повторно притягивает или отбрасывает предмет, размахивает им, стаскивает один предмет с другого. В этих действиях ребенка появляется новое: предмет перемещается в пространстве, вовлекается в пространственно меняющиеся отношения. Притягивание случайно задетого предмета подкрепляется его непосредственным схватыванием. Этот контакт с предметом, достигнутый в результате собственного усилия, позволяет ребенку перейти к привычной деятельности рассматривания предмета, обследования его путем ощупывания рукой, прикосновения губ, языка и т. п. Таким образом, происходит выделение ребенком предмета как объекта деятельности.

В конце первого года жизни ребенок может действовать уже не одним предметом, а несколькими, перемещая их по отношению друг к другу. Это уже является активным изменением пространственных отношений между предметами и существенной предпосылкой для возникновения нового этапа — целевого использования вещей путем воздействия одним предметом на другой. Уже на шестом месяце ребенок может активно с помощью предмета вызывать звуки, ударяя им по другому предмету. На десятом месяце ребенок ударом одного предмета по другому может вызвать вращение последнего. На десятом месяце он уже способен перемещать в ограниченном пространстве одним предметом другие. Например, палкой помешивать шарики в чашке. Очень важным обстоятельством, как подчеркивает Р. Я. Абрамович-Лехтман, является вызывание путем такого взаимодействия «скрытых свойств предметов». Например, удар палкой по колесу, насаженному на стержень, вызывает вращение колеса. Именно вызывание скрытого свойства предметов имеет огромное познавательное значение для ребенка.

Итак, уже в конце первого года жизни здоровый ребенок может совершать результативные действия, воздействуя на предмет не только непосредственно рукой, но и опосредованно с помощью другого предмета.

В процессе становления предметной деятельности у ребенка развивается ориентировочная реакция на новый предмет, он начинает выделять предметы, усваивает способы действия с ними. У него формируется ориентировка на свойства и качества предметов. Именно этот процесс формирования поисковых действий и оказывает решающее влияние на ход психического развития здорового ребенка.

Кроме этого, идет активное развитие речи: вначале появляются отдельные слова, а на втором году жизни — фразы. Пробуждается интерес к продуктивным видам деятельности: рисованию, конструированию.

У детей с аутизмом с тяжелой степенью аффективной патологии в этот возрастной период могут наблюдаться различные предметно-практические манипуляции, однако они, как правило, носят стереотипный характер: дети избирательно относятся к предметам, предпочитая неигровой материал (палочки, веревочки, камушки и пр.).

Предметными действиями дети своевременно не овладевают, в этом возрасте у них наблюдаются лишь манипуляции, то есть хаотичные, нецеленаправленные двигательные реакции. Чаще всего эти манипуляции не соответствуют назначению предметов, с которыми ребенок совершает действия. Дети с аутизмом не умеют подражать действиям взрослого, то есть они самостоятельно не овладевают основным способом усвоения общественного опыта.

Особенности психического развития детей с аутизмом, подробно описанные во второй части настоящего издания, в своей совокупности оказывают негативное влияние на формирование восприятия, в частности таких его свойств, как константность, предметность и обобщенность, и определяют основные задачи психологической коррекции:

1.  Формирование у детей поисковых способов ориентировки в задании.

2.  Усвоение сенсорных эталонов (формы, цвета и величины предметов) посредством развития у детей с аутизмом предметно-практических действий.

3.  Развитие целостности, константности, предметности и обобщенности восприятия.

Соответственно, развитие восприятия в психокоррекционном процессе направлено на решение нескольких задач. Так, например, в процессе занятий ребенку необходимо показать такие действия, при которых он мог бы понять, что от его умения определить форму зависит результат его деятельности.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ГНОСТИЧЕСКИХ И РЕЧЕВЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ – предыдущая  | следующая –  Психотехники в коррекционных занятиях с аутистами

ОГЛАВЛЕНИЕ 

консультация психолога детям, подросткам, взрослым