В начале терапии пациентка была не в состоянии написать что-либо, кроме своего имени. На первых сеансах, когда она говорила о своей двигательной неуверенности, она вспомнила, что первым произнесенным ею словом было «падать». Сколь тесной была связь психосоматических нарушений зрения и походки с интернализованным запретом идентичности, ясно из ее рассказов о трудностях в учебе и страхе перед экзаменами. Хотя она не могла писать и при попытках читать воспалялись склеры, что делало невозможным ношение контактных линз (а очки она терпеть не могла), она была убеждена, что в силу ее выдающихся способностей сможет сдать экзамены без проблем. При этом ей не удавались даже маленькие подготовительные шаги.
Когда группа агрессивно атаковала ее фантазии всемогущества, за которыми она скрывала беспомощную неспособность правильно организовать занятия, она эмоционально ушла в себя. Она решительно отвергала попытки группы проанализировать ее симптомы и трудности в работе. Хотя терапевт защищал ее от группы, вызывая агрессию на себя, суицидальная регрессия пациентки усиливалась. В группе она оставалась замкнутой, застывшей. Без контактных линз и очков она сама себе казалась слепой и страдала от усиливавшихся фантазий самоубийства. Участие группы она воспринимала в отрицательном переносе как сильную агрессию и угрозу. Она говорила, что всегда хотела покончить с собой, когда у нее возникало чувство, что семья ее не отпустит. За фантазиями, все более принимавшими паранойяльно-психотический характер и, наряду с суицидной идеацией, вызвавшими необходимость уже упоминавшегося’помещения в стационар, скрывался инфантильный страх расставания с семьей, от которого она пыталась защититься психосоматическим обездвиживанием.
На групповом занятии она вспомнила, что в раннем детстве на прогулке с семьей ей однажды отказали ноги. Она отстала, видела перед собой родителей, дом, знакомую дорожку, но была не в состоянии двигаться, отчаянно плакала и кричала, чего поначалу никто не заметил.
С раннего детства до 20-летнего возраста, когда она ушла из семьи, у нее часто был один и тот же сон. в котором отчетливо выступала динамика симбиотической связи с матерью. Она видела во сне, что лежала в постели в позе эмбриона и при этом очень боялась двигаться, поскольку каждое движение означало бы смерть. Похоже – скорчившись и в тревоге – выглядела она и в группе.
Чтобы расщепить и дифференцировать динамику инфантильного переноса, после кратковременного пребывания в клинике, во время которого психотерапия не прерывалась, было начато параллельное ведение индивидуально и в группе. Это позволяло больной, в зависимости от потребностей, консолидироваться как с психотерапевтом против группы, так и с группой против него, защищаюсь таким образом от архаического страха преследования и расставания. Когда психотерапевту пришлось на месяц покинуть группу и его заменял другой врач, пациентка реагировала на это «несчастным случаем». Когда впервые за долгое время пациентка вышла из изоляции и посетила вечеринку у сокурсницы, она сломала ногу во время танцев. В терапевтической группе она демонстративно клала ногу в бесформенной гипсовой повязке на стул в центре группового круга. Она казалась облегченной, приятно удивленной и почти гордой своей ногой в гипсе, которая, с одной стороны, ей мешала, с другой же – привлекала внимание в группе и к тому же позволила на четыре месяца отодвинуть экзамен, которого пациентка боялась.
На попытки группы анализировать симптом она отшучивалась, что вызывало сильную агрессию, в особенности у членов группы мужского пола. Мужчины бессознательно видели в гипсовой ноге эрегированный половой член и вследствие интеллектуализируюшей защиты пациентки страдали от сильного страха кастрации. На это пациентка реагировала сильной тревогой и отверганием.
Когда группа не стала анализировать этот симптом, пациентка реагировала сильным страхом быть покинутой и уходом в себя. Позднее она жаловалась на это вернувшемуся психотерапевту, выражая свое разочарование и в группе. С упреком она говорила, что все мужчины в группе отказывались отвезти ее в машине домой после занятия, хотя ей трудно было ехать в общественном транспорте. Когда же группа напомнила, что она сама представляла гипсовую ногу как нечто веселое и забавное, отрицая всякое предположение, что это может иметь какую-то связь с ее проблемами и конфликтами, пациентка сначала была огорошена. Вскоре после этого со слезами она рассказала в группе о своем сне, который сделал понятной психодинамику ее симптоматического поведения. «Слон топает тяжелыми большими шагами по пустыне. Он оставляет огромные ямы в песке, наполненные кровью. Кровавые ямы возникают оттого, что женщины держат в песке свои руки, раздавливаемые слоном в кровь, которые они затем вынимают наружу».
Она была потрясена сном и видела в нем символ своего мазохизма. Она никогда не могла постоять за себя и даже подыгрывала родителям, называвшим ее за дискоординацню движений увальнем и слоном. Группа реагировала на сновидение растерянностью и сильным чувством вины. Она узнала в нем ту роль, которую пациентка играла в группе – с одной стороны, поврежденной, истекающей кровью женщины, но с другой – слона, механически топающего напролом через группу, как будто ее вообще нет. В особенности для мужской части группы постоянным вызовом были ее интеллектуализированные и обесценивающие замечания. Группа считала, что пациентка своим поведением прямо-таки подставляет себя, мазохистски требуя, чтобы мужская часть группы потопталась на ее чувствах.
Из дальнейших ассоциаций пациентки и группы выяснилось, что слон в сновидении представлял семейную группу пациентки и ее жесткие правила, из-за которых любые попытки самостоятельных шагов вызывали удушающее чувство вины. Реакция обездвиженности пациентки была представлена зарытыми в песок и раздавленными там руками, которыми она не могла писать свою экзаменационную работу. Анализ сна показал одновременно, что слон представлял и саму пациентку или интернализованный в ней образ родителей, которые позволяли ей лишь деструктивное и неловкое поведение по отношению к себе и другим. Все отношения, которые она пыталась завязать, будь это в терапевтической группе или в университете, были неустойчивыми, постоянно на грани разрыва, и когда последний наступал, пациентка чувствовала себя в известной мере растоптанной и кровоточащей.
В этой связи стала ясной и функция тяжелых нарушений походки, зрения и частых травм пациентки. Частые травмы и переломы инсценировали ее архаический конфликт идентичности, ее потребность в автономии и страх расставания на уровне соматического Я. Сломанная и обездвиженная гипсовой повязкой нога служила одновременно демонстрацией страшного для больной разрыва с родителями или другими значимыми лицами и защитой от него. Несчастный случай произошел тогда, когда психотерапевт вынужден был покинуть пациентку и группу на месяц. Демонстрация расставания, которое бессознательно переживалось как разрыв отношений с врачом, на уровне соматического Я дало пациентке защиту от архаического страха расставания и деструктивной агрессии к терапевту. Она появилась в группе спокойной, считала свою сломанную ногу в гипсе забавной и почти гордилась ею. Попытки группы анализировать симптом натолкнулись, однако, на сильную защиту. Игнорирование же симптома было воспринято как то, что ее бросили, и сопровождалось разочарованием и бурными упреками, которые она смогла высказать открыто лишь в присутствии вернувшегося психотерапевта, а до этого скрывала за эмоциональным уходом в себя. Здесь особенно отчетливо видна психодинамика отраженного реакцией психосоматической защиты нарциссического дефицита.
Семейная группа пациентки – предыдущая | следующая – Защитный характер психосоматического симптоматического поведения