Яндекс.Метрика

I. Личность, психические процессы и состояния

Во всех учебниках психологии мы сталкиваемся с одним и тем же за­труднением: как объяснить читателям, что психические процессы и со­стояния и их единство с личностью представляют собой неотделимое и неразрывное целое. То обстоятельство, что мы в учебнике рассматри­ваем восприятие, память, внимание и т. п. как взаимно не связанные раз­деленные явления, происходящие в определенном человеческом созна­нии, являются только методической необходимостью. Поэтому учебни­ки психологии заканчиваются тем, чем они должны были бы начинаться – описанием личности, и начинаются тем, чем они должны были бы заканчиваться – объяснением психических явлений.

Мы будем придерживаться этой традиции только по методическим соображениям, хотя мы были бы очень рады, если бы читатели постоян­но помнили о том, что все психические процессы (восприятие, внима­ние, воображение, мышление и т. д.), свойства личности (вспыльчи­вый тип, упрямый, быстрый, непостоянный) и состояния (ощущение приятного настроения, спокойствия, волнения и т. п.) не являются чем-то самостоятельным и отделенным, изолированным, а все они зависят от личности и происходят в единстве с личностью, являются ее проявле­нием и выражением.

Это можно видеть и из того, что процессы личности являются упра­вляемыми (если они не протекают несознательно). Между личностью, которая соединяет, интегрирует все психические процессы, свойства и состояния (если речь не идет о патологической личности), и между процессами, свойствами и состояниями, которые, реагируя на внешнюю среду, формируют личность, имеется тесная взаимосвязь.

Если мы говорим о процессах, то имеем в виду те психические процессы, которые представляют наши:

1.  познание и оценку действительности (гностические процес­сы);

2. процессы мотивации (волевые): познание и оценка действи­тельности становится мотивом наших желаний, поступков – наших по­требностей. Познание всегда имеет также активный (стимулирующий) характер, оно направлено на удовлетворение потребностей.

И, наконец, мы переживаем свое индивидуальное и субьективное отношение к реальной действительности (внешней и внутренней), отрица­ем одни факты, не удовлетворяющие нас, и, наоборот, другие факты принимаем как необходимые нам – речь идет о нашем –

3. эмоциональном отношении к действительности нашей жизненной среды (внешней и внутренней): область эмоций.

Каждое такое разделение сопротивляется живому потоку психиче­ской жизни, всегда динамичному и сложному. Это примерно то же са­мое, как если бы мы через небольшое отверстие наблюдали ограничен­ный участок текущего потока и думали бы при этом, что видим целый поток (Джеймс).

Следовательно, наблюдая психическую жизнь мы должны постоян­но помнить о взаимосвязи и взаимозависимости всех психических явле­ний. Приведем конкретный пример, демонстрирующий все вышесказан­ное:

Ребенок по кажущейся непонятной причине боится парикмахера – увидев белый халат, падает в обморок с криком ужаса. Почему ? Потому, что он был травмирован врачом, который перед операцией, почти уже в состоянии наркоза сказал ему, что «отрежет ему вот этим ножом голо­ву, если он будет плакать.» Белый халат является представительным символом всей ситуации ужаса, пережитого ребенком, который видел над собой хирурга, с ножом и в маске, причем сам он находился в то вре­мя в беспомощном состоянии, будучи привязанным к операционному столу: восприятие белого халата вызвало сильную неприятную эмоцио­нальную реакцию (воспоминание с неприятной эмоциональной окра­ской); она вызвала механизм страха – после этого ребенок от страха те­ряет сознание и у парикмахера. Возникающее обморочное состояние имеет одну единственную защитную функцию – защитить головной мозг от слишком сильного, чрезмерного раздражения, от невыносимого напряжения и ужаса.

психодиагностические методы – предыдущая | следующая – восприятие