canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Психическая гигиена для укрепления психического здоровья. Элементы психической гигиены.

V. Психическая гигиена

1. Об истории психической гигиены

Психическая гигиена содержит принципы и сведения, применение которых помогает удерживать и укреплять психическое здоровье общества и отдельных лиц. Элементы психической гигиены появились в жизненной философии человека уже задолго до того, как произошла систематическая разработка принципов психической гигиены и развитие умственно-гигиенической деятельности.

В античной философии мы часто встречаемся с понятием меры, пси­хической гармонии, жизненной мудрости. Демокрит говорил об эвтимии, т. е. о хорошей уравновешенной жизни; Эпикур – об атараксии, спокойствии мудрого человека, который познал законы природы и изба­вился от страха перед смертью. Другой, менее положительный способ психического равновесия человека с миром и с жизнью провозглашает Эпиктет. Его апатия и аскетизм означают пассивное смирение раба с тя­желыми и унизительными жизненными ситуациями. Но в общем антич­ная философия и искусство провозглашали реальное, эмоционально полное отношение человека к жизни. В отличие от этого средневековая церковная идеология со своим дуализмом души и тела опиралась в первую очередь на религиозные и моральные категории, рассматривая пси­хические явления с точки зрения греха, вины, самоотверженной любви, отношения к сверхъестественным силам и подготовки к загробной жизни. Религиозное мировоззрение того времени позволяло людям скорее пассивно приспосабливаться к относительно не изменяющимся жизненным условиям и к непреодолимым общественным и природным катастрофам и вело к психическому отождествлению человека с реальностью. Объек­тивно тяжелый и даже мучительный способ жизни большого количества людей не вел поэтому в период стабилизированного феодализма к соот­ветствующей степени субъективного недовольства, по крайней мере не к такому недовольству, которое бы принуждало к частым восстаниям. Из этого можно предположить, что религия исполняла определенную умственно-гигиеническую, «атарактическую» функцию. Она притупляла коллективное и индивидуальное стремление к улучшению условий жиз­ни и служила классовым интересам эксплуататоров. По нашему мне­нию, именно в этом смысле следует понимать выражение К. Маркса о религии как об «опиуме для народа».

Возвращением к полноте жизни стал ренессанс, опирающийся на развитие новых общественных сил, на нарождающуюся среди приходящего в упадок феодального общества буржуазию. Но общественное движение и беспокойство принесли в жизнь и значительную неуравновешенность. Она была связана не только с размахом, энтузиазмом, открыти­ями и прогрессом, а также и с несправедливостью, жестокостью и стра­даниями, как об этом наиболее красноречиво свидетельствует история открытия и колонизации заморских областей, история бурного развития промышленности, в первую очередь в Западной Европе и в Соединен­ных Штатах Америки.

Рис. 37 Перенаселенный Каир.

Всесторонний мыслитель и педагог Ян Амос Коменский коснулся области, тесно связанной с психической гигиеной. В своих «Правилах жизни» он пишет: «Если что-нибудь нарушает мысль или совесть, то этому необходимо воспрепятствовать заранее, чтобы с этими вещами не иметь ничего общего. Нашу мысль может нарушить чрезмерное количево и несоразмерность paботы. Кто углубится в нее – обязательно най­дет и тернии, которые иногда выглядят, как розы. Следовательно, если хочешь иметь покой – избегай разбросанности и опрометчивости. Что приходится на твою долю – делай молча, что приходится на долю дру­гих – это оставь. И в своих собственных делах не будь чрезмерно забот­ливым, педантичным по отношению к любой мелочи. Чтобы быть более работоспособным – дай себе иногда отдых или измени вид работы. Там, где напряжение не чередуется с отдыхом там нет выносливости. Натяну­тый лук лопнет».

стоматолог – предыдущая | следующая – психическое здоровье

 

Яндекс.Метрика