Яндекс.Метрика

I. Психология больного (продолжение)

10. Переживание болезни во времени

Врач никогда не имеет перед собой абстрактную болезнь, или даже диаг­ноз, а всегда больного человека (“Homo patiens” Франка). Это выраженно проявляется и в том, как больной переживает свою болезнь на раз­личных этапах ее течения. Различия в этом переживании у одного боль­ного иногда бывают настолько значительны, что у врача и медицинской сестры создается впечатление, что будто бы перед ними в течение опре­деленного времени был совершенно другой человек, причем это касается не только его темперамента, но также и проявлений его характера. В переживании больным своей болезни во времени можно наблюдать следующие этапы:

1. Премедицинская фаза. Появляются первые, часто только едва за­метные жалобы и признаки. Возникают вопросы: «Что делать?» «Чего мне нехватает?», «Я болен?», «Должен ли я пойти к врачу?». С этими вопросами связываются различные неопределенные, хаотические воспо­минания, переживания и фантазии. Если больной поделится с кем-нибудь своими опасениями, то часто он получит противоположные советы от родственников, соседей и сотрудников. Иногда у больных отмечается кажущаяся беззаботность (репудиация). Об этой фазе в своей работе со­общает Гарди.

2. Резкая перемена жизненного стиля, как правило, наступает при установлении нетрудоспособности или при госпитализации. Иногда речь идет о внезапном переходе от здоровья к болезни, в других случаях – переходе в такую стадию болезни, когда больной бывает изолирован от работы, от семьи, не имеет уверенности в прогнозе и характере своего заболевания и его последствий для дальнейшей жизни, независимо от того, касается ли это трудоустройства или ситуации в супружеской жизни и в семье. Часто больной пытается приобрести расположение врача и медицинского персонала тем, что проявляет к ним симпатию и завязывает с ними контакт. Медицинские работники часто такое поведение больного расценивают как назойливость и продуманную навязчивость, хотя в действительности речь идет о проявлении потребности найти уверенность и чувство безопасности и обеспечивать себе опору в тех людях, от которых зависит здоровье и даже жизнь больного. Особенно у людей бывших до этого времени вполне здоровыми, встречаемся с повышенной неуверенностью, опасениями, страхом и тревогой, так как болезнь для них явилась неожиданным психическим потрясением. На поведение врача по отношению к больному здесь распространяется то, что в других главах было сказано о значении объяснения сущности болезни, установлении терапевтических отношений, о психике больного и о симптоматической терапии. Все это поможет больному справиться с этим периодом заболевания.

3. Активная адаптация. Острые и мучительные симптомы болезни постепенно уменьшаются, а если они с начала заболевания имели более умеренный характер, то уже не беспокоят больного в такой степени. Он привык к ним, потому что приспособился к факту болезни. Он адаптиро­вался также к больничной среде. Он поддерживает в себе надежду на вы­здоровление и создает при благоприятных условиях положительное от­ношение к медицинскому персоналу. По данным Стрнада и сотр., изу­чивших 276 больных, примерно 75 % госпитализированных адаптирует­ся до 5 дней. Быстрее всего адаптируются рабочие, а затем больные, госпитализируемые повторно. Из последних большинство привыкало к больничной среде уже в течение первого дня госпитализации. 75 % больных рабочих сообщили, что им не мешает размещение в многомест­ной палате, то же самое отметили и 54 % больных, занимающихся умственным трудом.

С психологической точки зрения адаптировавшийся больной явля­ется для медицинских работников дальнейшей проблемой, если его за­болевание улучшается соответственно ожиданиям больного. Но если со­стояние его не улучшается и даже наступает ухудшение, то больной мо­жет переживать психическую декомпенсацию.

4. Психическая декомпенсация. У больного возникает чувство обма­нутых надежд, в нем усиливаются отрицательные ощущения, которые он испытывал в начале болезни, также, как неуверенность и страх, он утрачивает веру в лечение, во врача и в медицинской персонал, стано­вится импульсивным, нетерпеливым и несправедливым, приобретает склонность провоцировать медицинский персонал, повторно обращает­ся к нему по ничтожным поводам, подгоняет родственников и знакомых, чтобы они «налегали» на медицинский персонал, требует перемены вра­ча, лечения или больницы, сам углубляется в изучение своей болезни и пытается поучать врача. Главная опасность этой фазы заключается в конфликте между медицинским работником и больным. Конфликт раз­вивается, как правило, с таким врачом или медицинской сестрой, кото­рые кажутся больному невнимательными, ироничными, не щадящими или не слишком квалифицированными. Об этих качествах больной су­дит иногда несоответственно на основании некоторых незначительных или случайных внешних проявлений. В таком случае бывает хорошо, ес­ли персонал оказывается способным понимать, предвидеть и овладеть позицией больного и не дает ему излишних поводов для усиливания его реактивности, что не всегда бывает легко сделать и требует психологи­ческих знаний, опыта и большой наблюдательности.