Яндекс.Метрика

V. Психическая гигиена (продолжение)

Специалисты по рекламе использовали данные психоанализа (действие на подсознательные тенденции человека) и открытие И. П. Па­влова, касающиеся условных рефлексов таким образом, чтобы они провоцировали и «тренировали» потребителей к покупке товаров. Массо­вая внушаемость и мода вызывают у людей и такие желания, которые спонтанно не могли бы у них появиться. Здесь имеет место внушение по типу: «что должен иметь элегантный мужчина», «что должна иметь элегантная женщина» и «что делает человека молодым». Так человек « покупает» себе молодость, красоту, привлекательность, а тем самым и интерес, симпатии и восхищение других.

Притягательность средств массовой информации усиливается тем, что они продуцируют приключения и напряженность садистского типа. В то время как политическое вещание в США имеет сравнительно трез­вый характер, развлекательное вещание, напротив, представлено при­ключенческими передачами садистского и даже извращенного типа. Нередки опасные, уголовно наказуемые поступки детей, молодежи и взрос­лых, мотивированные желанием попробовать, «что человек испытывает при этом в действительности». В этом смысле подобные передачи явля­ются инструктажем по изобретательной технике преступлений. По отношению к молодежи здесь выраженно действует механизм идентифика­ции с «симпатичным преступником» из фильма или из телевизионной передачи.

Против злоупотребления некоторых тенденций человеческой психики в интересах накопительства и в политических целях усиливается про­тест особенно среди части молодой интеллигенции и более сознательной части рабочего класса. Но этот протест имеет ряд форм, которые не все­гда согласуются между собой. С психической гигиеной тесно связаны формы экстремального протеста против цивилизации, возвращения к примитивному стилю жизни, пренебрегающему целенаправленной де­ятельностью, трудом и гигиеной, как это наблюдалось у «хиппи». В свя­зи с тем, что молодые люди с трудом могли бы выдержать неудобный аскетизм в равнодушном потребительском обществе в течение длитель­ного времени, они прибегают к приему наркотиков как к вспомогатель­ному средству, используя, например, некоторые галлюциногенные средства (ЛСД, диэтиламид лизергиновой кислоты, мескалин и др.), ко­торые позволяют им переносить объективно неприятную даже мучительную жизнь в состоянии субъективной отрешенности. В Европе наиболее расширено употребление наркотиков в Швеции, в стране с са­мым высоким жизненным уровнем в этой части света. Власти даже вынуждены были против этого предпринять обширные предупредительные меры.

В Стокгольме было развешено свыше 400 плакатов, размером боль­ше человеческого роста, оформленных в виде извещения о смерти, окай­мленных траурной рамкой, с нарисованным крестом, снабженным име­нем, датой рождения и смерти. Ниже было написано: «Наркотики отня­ли у него жизнь». Данные, приводимые на плакатах, отражают действительные судьбы людей, в большинстве своем молодых токсикома­нов, которые погибли намеренно или случайно после употребления на­ркотиков.

В ряде промышленно развитых стран, где не указано больничное страхование, хроническое заболевание или дорогостоящая операция становятся для человека финансовой катастрофой. Резкое снижение жиз­ненного уровня, бывшего перед болезнью высоким, вызывает и тяжелое психическое потрясение. При этих обстоятельствах немало людей прибегают к «аутотерапии», лечатся сами по разным популярным брошюркам, склоняются к «аутодиагностике», которая должна помочь им выяснить характер заболевания.

На улицах некоторых городов США к услугам населения предоставлены платные автоматы для измерения артериального давления. Может случиться что и у человека, не страдающего гипертонической болезнью, но находящегося в состоянии психического напряжения или ожидания в связи с боязнью обнаружения этого заболевания, автомат определит вредно повышенное артериальное давление, и человек ужаснется, считая, что он болен стойкой и тяжелой гипертонически болезнью. Протесты врачебных организаций против этих явлений не имели никакого успеха, так как они натолкнулись на сопротивление лиц, получающих большие прибыли от подобных предприятий. Однако иногда на основании доказательных исследований удается убедить и влиятельных политических деятелей в необходимости вмешаться: например, было узаконено, что на обложке папиросных коробок должно находиться предупреждение о вреде курения для здоровья. Это предупреждение действовало около 2 лет, в течение которых потребление папирос понизилось, но затем опять наступило новое повышение потребления.

3. Психические стрессовые факторы, действующие в наших условиях. В процессе развития нашего общества можно отметить некоторые этапы, которые были особенно сложными для всего общества, для отдельных общественных классов и групп. Это касается в первую очередь перестройки общества после 1948 года, влияния некоторых ошибок и деформаций 50-х годов, хронических и нерешенных проблем в экономике
и управлении обществом в 60-х годах и, наконец, кризисные ситуации в 1968 и 1969 гг.

члены семьи – предыдущая | следующая – напряженность