Простудные заболевания и насморк (продолжение)

Аспекты самопомощи: развитие простудных заболеваний с точки зрения позитивной психотерапии

Обонятельные импульсы поступают в лимбическую систему, структуру моз­га, которая расположена вокруг ствола мозга и является чувствительной зоной. Человек способен ориентироваться по воспринимаемым им запахам («хороший нюх» или «чуткий нос» на что-то), чтобы в случае «подозрительного» запаха себя защитить. Кроме того, раздражение обонятельных клеток, поступающее от «хо­рошо» оцениваемой нами пахнущей пищи, приводит к усиленному слюноотделе­нию. Наконец, нос и гортань выполняют также коммуникативную функцию. При насморке человек не ощущает ни запаха, ни вкуса. Больной хрипит; при опреде­ленных обстоятельствах он «не может выдавить ни звука». В соответствии с пози­тивной концепцией, эти патофизиологические процессы рассматриваются как имеющие очень большой смысл. Их нужно не устранять, а понимать. Если кто-то простужен, то инстинктивно его сторонятся. Речь затруднена, и на время общение может быть прервано (быть «безмолвным» или «безответным»). К своему организ­му больной относится хорошо. Физические потребности высоко ценились в его се­мье. При недомогании пациент получал много сочувствия и внимания («Оденься потеплее!»). В семейной традиции деятельность, с точки зрения усердия и добро­совестности, играла очень большую роль и меньшую — с позиции предпри­имчивости и ответственности. Ребенок реагировал на конфликты родителей высо­кой подверженностью простудным заболеваниям; он «жертвовал» собой в надеж­де таким образом вновь объединить родителей. Пациенты, которые не очень свя­заны внешними обстоятельствами (профессионально или социально), могли на­блюдать у своих родителей, что те каждую простуду очень ритуализировали: они хотели «покоя», демонстрировали «плохое настроение» и «холили» свое заболе­вание очень интенсивно. Было очень важно внешне произвести хорошее впечатле­ние. Достаточно часто возникает несоответствие между тем, какие правила обще­ственного и религиозного характера родители требуют соблюдать и тем, что они сами делают. По моим наблюдениям, заболевший насморком «оскорблен» и же­лает отстраниться от этой обидной ситуации.

Практические дополнения к аспекту самопомощи в конце этой главы.

Терапевтический аспект: пятиступенчатый процесс позитивной психотерапии при простудных заболеваниях

Описание случая: «Что общего у таких «пустяков», как микротравмы с простудой?»

Одна 34-летняя пациентка, которая вела себя очень сдержанно, в первом ин­тервью рассказала, помимо прочего, следующее:

С тех пор как в 1983 г. родился наш сын, я часто простужаюсь. После родов мучил 2 — 3 месяца кашель, приступы иногда очень сильные, кашель сухой и влажный. Грудь и гор­ло заложены, днями вообще не могу говорить. Отоларинголог смотрел меня 2 мес. Беспре­станно приходится вытирать нос (временами). Раньше такой необходимости не было. По­дозревали аллергию. Кортизоновый тест не делали. В институте, при собеседованиях и при одновременных партнерских проблемах — боли в сердце, параллельно – длительные голо­вные боли. Сильные боли в сердце – перед и во время игры в теннис, после сильных волне­ний. Так же вынуждена оставить курс гимнастики. Кардиолог: адаптационная слабость сердца и стенокардия Принцметалла. Прием лекарств в течение двух лет помогал только эпизодически.

Заболевания дыхательных путей – предыдущая | следующая – Простуда

Психосоматика и позитивная психотерапия