canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Процессы социализации индивида. Содержание процесса социализации.

II. 3. Социальный ряд развития (процессы социализации)

Натуральный ряд развития описывает процесс созревания человека как индивида, историю становления, дифференциации и интеграции некоторой системы природно детерминированных свойств. Социальный ряд развития описывает движение от об­щества к личности, процессы социализации индивида, этапы его приобщения к культуре, овладения общественно необходи­мыми знаниями, нормами и ценностями и включения в общест­венно-производственную деятельность. Психологические свойст­ва личности, в том числе возрастные, рассматриваются при этом как производные от ее социального положения и жизнедеятель­ности, которые, в свою очередь, обусловлены системой обще­ственных отношений.

Выше уже говорилось об историчности понятия и хроно­логических границ юности и об удлинении этой фазы жизнен­ного пути в новое время. Научно-техническая революция дела­ет физическое и социальное созревание человека еще более не­равномерным.

Половое созревание, которое издавна считается нижней гра­ницей юности, сегодня начинается и заканчивается значительно раньше, чем в прошлом столетии и даже 20—30 лет тому на­зад. По данным В. Г. Властовского, в середине 1930-х годов средний возраст начала менструаций у девочек-москвичек со­ставлял 15 лет 2 месяца; сейчас менструации начинаются уже в 13 лет (в сельской местности несколько позже). Аналогичные сдвиги характеризуют и другие аспекты физического созревания мальчиков и девочек. Это не может не сказываться на психике и поведении подростков и юношей, заставляя психологов «сни­жать» границы юношеского возраста.

Напротив, начало самостоятельной трудовой жизни, с кото­рой в первую очередь ассоциируется социальная зрелость, ото­двинулось. Усложнение общественной, и прежде всего трудо­вой, деятельности, в которой должен участвовать человек, по­влекло за собой удлинение общественно необходимых сроков обучения. Новые поколения молодежи значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинают самостоятельную трудовую жизнь, дольше сидят за школьными партами разного размера. Из людей, родившихся в России в 1906 г., к 16 годам почти треть уже работали, а к 20 годам почти все юноши уже начали тру­довую жизнь. Сегодня значительная часть молодежи этого воз­раста еще учится. Переход к всеобщему среднему образованию означает, что все дети и подростки от 7 до 17 лет должны учиться в том или ином учебном заведении. Что же касается студенческой молодежи, то она заканчивает образование только в 22—25 лет.

Увеличение подготовительного периода связано не только с усложнением трудовой деятельности, требующей более длитель­ного обучения, но и с расширением сферы индивидуального самоопределения и повышением требований к его осознанности. Большая свобода выбора и меньшая социальная скованность способствуют формированию более гибкого социального харак­тера, обеспечивают большее разнообразие индивидуальных ва­риаций. Но оборотной стороной этого процесса является психо­логическое усложнение самоопределения. Продление периода, когда юноша «примеряет» на себя различные взрослые роли, но еще не идентифицируется с ними окончательно, объективно означает удлинение первичной социализации.

Изменения в возрастной структуре населения, возрастном разделении труда и содержании процесса социализации накла­дывают отпечаток и на содержание нормативных критериев социальной зрелости и ее субъективного выражения — чувства взрослости.

Б. Заззо, изучавшая группу взрослых французов, нашла, что начало юности почти все они относят к 14 годам, связывая ее с половым созреванием. Однако представления о времени и критериях ее окончания расходятся. Рабочие и низшие служа­щие считают, что их юность закончилась в 18,5 года (первое число обозначает количество лет, второе — месяцев), инженерно-технические работники отодвигают этот срок до 19,7 года, пред­приниматели и лица свободных профессий — до 20,5 года. Субъ­ективная средняя продолжительность юности колеблется, таким образом, в зависимости от длительности полученного образова­ния, от 4,2 до 6,6 года. Мало этого. Почти все опрошенные счи­тают, что конец юности еще не означает наступления действи­тельной зрелости. Длительность периода «неполной взрослости» также варьирует в зависимости от образования и социального положения, составляя 4,8 —для рабочих, 4,4 — для инженеров и техников, 8 лет — для высших специалистов. Получается, что, чем выше образование и социальный статус личности, тем позже она обретает чувство взрослости. Сущертвенно варьируют и кри­терии социальной зрелости.

Пытаясь сформулировать единый критерий социальной зре­лости, некоторые авторы выбирают в качестве такого рубежа начало самостоятельной трудовой жизни. Этот критерий не толь­ко социально и психологически значим, но и объективирован в народнохозяйственной статистике, которая позволяет просле­дить исторические и когортные сдвиги. Но «начало трудовой жизни», «экономическая самостоятельность» и «приобретение стабильной профессии» часто хронологически не совпадают друг с другом. Взяв за основу этот критерий, мы нашли бы прежде всего громадную неравномерность в темпах социального созре­вания разных групп молодежи: раньше созревает сельская молодежь, потом рабочие и позже — учащаяся молодежь, студен­чество. Эмпирически подтвердить эту схему легко: у работаю­щей молодежи раньше формируется чувство личной ответствен­ности, она раньше узнает цену деньгам, быстрее избавляется от некоторых подростковых стереотипов. Но такая схема недо­оценивает роль учащейся молодежи, удельный вес которой в нашем обществе неуклонно растет. Хотя студенчество дольше сохраняет относительно зависимый социальный статус, оно опе­режает своих работающих сверстников в культурно-образова­тельном отношении, с чем связаны более сложные формы соци­альной ответственности.

ретарданты – предыдущая | следующая – первичная социализация

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым.

Яндекс.Метрика