тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

2.3.2 Динамическая афазия (продолжение)

Итак, динамическая афазия возникает при поражении передних отделов речевой зоны, кпереди от зоны Брока, и задних отделов первой лобной извилины, соответствующей дополнительному моторному полю Пенфилда (см. рис. 3). Центральным механизмом являются дефекты внутренней речи, ее предикативности и нарушения речевой активности. Центральным дефектом динамической афазии является нарушение активной, продуктивной речи.

В клинической картине этой формы афазии обращают на себя внимание некоторые изменения в двигательной сфере — при отсутствии парезов, имеется гипомимия, общая скованность и замедленность движений — походки, жестов. Эти больные обнаруживают и снижение общей активности, и «уплощения» эмоциональной стороны поведения. В клинике нарушений речи у больных обнаруживается либо полное отсутствие спонтанной речи, либо некоторые попытки участия в диалоге. Больные критичны, переживают свой дефект.

Психологическая картина нарушения речи. В речи больных обнаруживаются лексические нарушения, проявляющиеся в следующем: 1) в трудности экфории (актуализации) слов, и прежде всего глаголов; 2) в сужении общего словарного запаса, что обнаруживается в свободных и направленных вербальных ассоциациях; 3) в нарушении динамики ассоциаций в сторону замедленности при выполнении заданий на вербальные ассоциации; 4) в определении главного дефекта который в области актуализации и употребления предикатов; 5) в обнаружении специфического аграмматизма на уровне предложений и высказывания: строение предложения, как и при других формах афазии, нарушается как со стороны неполноты или избыточности грамматической конструкции, так и в результате нарушения порядка слов в предложении.

Аграмматизм при динамической афазии проявляется в следующем: 1) в пропуске предиката; 2) пропуске предлогов; 3) пропуске субъекта; 4) пропуске местоимений; 5) избыточности субъекта; 6) избыточности употребления вводных слов и союзов; 7) употреблении фраз-шаблонов; 8) употреблении неразвернутых коротких и простых предложений; 9) в «рубленом» характере фраз, которые являются как бы грамматически невзаимосвязанными. Каждое новое предложение начинается с субъекта, хотя этот субъект нужно было бы заменить местоимением. (Мальчик в лес за грибами пошел. Мальчик в руках корзинку нес. Мальчик… заблудился. Мальчик… испугался.); 10) употреблении неразвернутых фразеологических оборотов; 11) наиболее частом употреблении именительного падежа (в нормальной речи — родительный, винительный, именительный.)

Известно, что переход от внутренней речи к внешней есть «переструктурирование речи, превращение совершенно самобытного и своеобразного синтаксиса, смыслового и звукового строя внутренней речи во внешнюю речь» (Выготский, 1956. С. 361). Этот переход грамматики смысла в грамматику слов и предложений и нарушается при динамической афазии.

Таким образом, и в клинической, и в психологической картинах нарушения речи при динамической афазии центральным дефектом является нарушение предикативности глагола. Известный советский лингвист В. В. Виноградов писал, что «глагол — это самая сложная, самая емкая категория русского языка. Он наиболее конструктивен» (Виногра-дов, 1972. С. 338). Понятно, почему обнаруживаются такие трудности в активной речи этой группы больных. Нарушение глагола — главного организатора фразы, нарушение программирования речи на уровне внутренней речи, нарушение активности — общей и речевой — и являются главными радикалами при динамической афазии.

Нейропсихологический синдром. Нарушение речи при динамической афазии идет в синдроме нарушения динамического праксиса, двигательной и общей инактивности, снижения интереса к окружающему, изменению эмоциональной сферы. Остаются сохранными письмо и чтение. А. А. Леонтьев считал, что «… в письменной монологиче-ской речи значительно легче, чем в устной, осуществлять организацию высказывания» (Основы теории… 1974. С. 254), так как можно вернуться, проанализировать, исправить его. Важно, что если в письменной речи можно производить сознательный перебор и сознательную оценку речевых средств, то в устной речи это сделать невозможно. В устной речи пользуются выбором средств, и этот процесс выбора нужных конструкций, очевидно, также нарушается при динамической афазии. Сохранность письменной речи подтверждает это.

Таким образом, динамическая афазия — необычная форма афазии: в ней сохранены сенсорные и моторные механизмы и способность к репродуктивным формам речи — и при этом отсутствует способность к разговорной речи.

Эта форма афазии еще далека от понимания ее механизмов и нуждается в дальнейшем изучении.

 2.3.2 Динамическая афазия – Предыдущая | Следующая  – 2.3.3 Афферентная моторная афазия