Личность в условиях хронического соматического заболевания (продолжение)

1.3.2. Проблема кризиса развития в условиях хронического соматического заболевания

Распад уже сложившейся социальной ситуации развития и возникновение новой есть основное содержание кризисных периодов развития. Л.С.Выготским, а в дальнейшем его учениками и последователями (Леонтьев А.Н., 1959; Божович Л.И., 1966; и др.), разработаны принципы анализа психического развития в отдельные возрастные периоды. Этот анализ предполагает выявление ряда важных моментов: а) характеристику уже сложившейся социальной ситуации развития, ее основных внутренних противоречий; б) процесс становления в ее недрах новой социальной ситуации развития; в) анализ основных психических новобразований, возникающих в этот период.Рассматривая кризисы развития как некоторые закономерные переходные периоды формирования психики, Л.С.Выготский, а затем и его ученики специальное внимание уделяют характеристике тех перемен, которые возникают в жизни ребенка. Эти периоды характеризуются рядом обязательных признаков. Главные из них таковы:

  • наличие резких психических изменений (“… в очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности” — Л.С.Выготский, 1984. Т.4. С.249);
  • наличие мучительных переживаний, внутренних конфликтов, а также — падение работоспособности, агрессивность, капризность, трудновоспитуемость;
  • “негативный характер развития” (там же. С.251): “на первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания, распада и разложения того, что образовалось на предшествующей ступени… Ребенок, вступающий в периоды кризисов… теряет интересы, вчера еще направляющие всю его деятельность, которая поглощала большую часть его времени и внимания, а теперь как бы замирает…” (там же). Но “за всяким негативным симптомом скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме” (там же);
  • новообразования переходного периода носят также переходный характер, они отмирают, “как бы поглощаясь новообразованиями следующего, стабильного возраста” (там же).

Расширяется круг знаний ребенка о мире, обогащаются операциональный и смысловой аспекты его деятельности. Новые, возросшие возможности ребенка вступают в противоречие с уже сложившимся уровнем требований к нему, с тем объективным местом, которое он занимает в жизни. Это основное противоречие и находит выражение в общем контуре поведения ребенка. В частности, Л.И.Божович (1978) также отмечает, что в кризисные периоды развития изменяется все поведение детей: они становятся раздражительными, непослушными, конфликтными, иногда — агрессивными по отношению к окружающим людям. Эти эмоциональные реакции являются свидетельством внутренней неудовлетворенности детей, фрустрации у них важных потребностей, сформировавшихся к концу предшествующего этапа психического развития. С каждым новым периодом развития существенно меняется то место, которое ребенок занимает в жизни, в системе общественных отношений и в этой связи изменяется “внутренняя позиция” ребенка по отношению к окружающему миру, людям и самому себе. Совершается тот перелом, который А.Н.Леонтьев (1959) называет переходом к новой ведущей деятельности, имеющей свою содержательную специфику на каждом возрастном этапе онтогенеза. Последнее и является тем основным моментом в развитии, с которым связано дальнейшее усложнение и обогащение психики ребенка и становление новых особенностей его личности.

Идеи Л.С.Выготского, уже доказавшие свою эвристичность при анализе психического развития в онтогенезе, могут быть применены и для понимания механизмов психического развития человека, страдающего телесным недугом. Отметим в этой связи только, что специальных психологических исследований, рассматривающих развитие психики (в частности, личности) взрослого человека, крайне мало (Анцыферова Л.И., 1981; Зейгарник Б.В., Братусь B.C., 1980; Братусь Б.С., 1988). В них, в частности, отмечается, что развитие взрослого человека подчиняется тем же закономерностям, что и развитие ребенка. Кризисы развития у взрослого человека также возможны, они предшествуют переходу на новую ступень развития или возможному возрастному обеднению и оскудению психики. Их содержание составляет также социальная ситуация развития. Главное в ней — накопление противоречий в уже сложившейся актуальной социальной ситуации развития (например, между возможностями и системой смысловых связей с миром, между внешними обстоятельствами и внутренними условиями развития и т.д.). В литературе отмечается (Зейгарник Б.В., Братусь Б.С, 1980), что кризисы взрослых имеют целый ряд особенностей по сравнению с кризисами развития у детей: не имеют жесткой “привязанности” к возрасту; они могут подготавливаться постепенно, но могут возникать и внезапно в случае появления резких изменений в социальной ситуации развития. Общим итогом кризисов развития и у взрослого человека является возникновение ряда психологических новообразований, не свойственных предшествующим этапам развития.

Анализ процесса развития – предыдущая | следующая – ССР в условиях болезни

Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях

Консультация психолога при личных проблемах