10.3. Нарушение и восстановление счета при поражении теменно-затылочных отделов коры левого полушария мозга (продолжение)

Ниже приведем пример первичного нарушения счета.

Больной Б. (ист. б. № 34365), 40 лет, образование высшее, педагог, перенес нарушение мозгового кровообращения в системе средней мозговой артерии слева. Поступил на восстановительное обучение. Нейропсихологическое обследование обнаружило синдром семантической афазии, остаточные явления афферентной моторной, расстройства пространственного праксиса и гнозиса, акалькулию. У больного в клинической картине акалькулии обнаруживались трудности понимания количественного значения чисел, дефекты их называния, дефекты понимания разрядного строения числа, грубые нарушения счетных операций, особенно с переходом через десяток.

В психологической картине нарушения обнаружено нарушение понятия числа. Каждое число больной понимал как целое, неразложимое на составные части. Полностью отсутствовало понимание состава числа: он не мог ответить на вопрос, из каких чисел состоит данное ему число или на какие числа его можно разложить — уже в пределах первого десятка (5 = 2 и 3; 1 и 4; 3 и 2 и т. д.). Счет десятками ему так же был недоступен — у него отсутствовало понимание того, что 20, например, состоит из двух десятков (10 и 10). У больного полностью нарушено системное строение числа, нарушено оперирование собственно числом, отвлеченным от предметного его содержания. Он мог понять, что 3 яблока и 2 яблока будет 5 яблок, но ему было недоступно понимание того, что число 5 — это 3 и 2 или 2 и 3. Узнавание и называние цифр также было дефектным. Больной постоянно ошибался и в узнавании и в назывании таких цифр, как 6 и 7,12 и 20, 9 и 10,6 и 4,7 и 4,40 и 70. Эти дефекты были вторичными, в их основе лежали сенсомоторные дефекты речи. Однако дефект распознавания, называния и количественной оценки чисел имел в своей основе и второй радикал — расстройство понимания разрядного строения числа и его записи. Например, он мог спутать числа 15 и 50, вместо 19 больной мог назвать и написать и 900, и 90; вместо числа 13 — 30, вместо 16 — 60 и т. д. Эти замены являются результатом двух радикалов — речевых расстройств и дефекта понимания разрядного строения числа. Последний радикал мог выступать и самостоятельно. Так, число ПО больной записывал как 10 010, а число 156 — как 10 056 и т. д. Чтение и оценка чисел с нулями представляли непреодолимую трудность для больного. Так, число 140 он оценивал как 104: «100… четыре… а этот нуль не знаю».

Естественно, что такое грубое нарушение понятия о числе — его составе, разрядности — не могло не привести к грубому нарушению счетных операций. У больного оказались нарушенными все четыре действия — умножение, деление, сложение и вычитание. Особую трудность для него представляли операции с переходом через десяток. Так, решая пример 27 — 9, больной долго думал над тем, что делать с оставшейся единицей, какую произвести операцию — сложение или вычитание (27 — 10 — 17,17 + 1 или 17 — 1), и неуверенно написал 27 — 9 = 19. Выполнение счетных операций было полностью деавтоматизированным и осознанным процессом, требовавшим от больного значительного времени.

Анализ нарушения счета у этого больного показал, что в основе его акалькулии лежит нарушение пространственного фактора, а центральным дефектом является нарушение понятия о числе.

Восстановительное обучение больного продолжалось с перерывами в течение 2,5 лет. Первые 1,5 месяца обучения все усилия были направлены на восстановление речи. За этот период больной научился раскладывать числа натурального ряда в пределах первого десятка. Некоторые числа из этого ряда больной узнавал со слуха и мог их назвать. Однако называние чисел шло лишь «от ряда» и было нестойким. Специальное обучение счету привело к значительному эффекту. К концу восстановительного обучения больной правильно и быстро выполнял задание по разложению числа на составные элементы. «Напишите, из каких чисел состоят следующие числа: 5, 2, 3, 6, 8, 9, 10». Больной правильно выполняет это задание. «А каким другим способом можно получить число 10?» Больной пишет: 20 – 10 = 10,15 – 5 = 10, 2 * 5 = 10. Больному предлагается решить пример на умножение (15 * 5) развернутым способом. Он пишет:

(15+15) (15+15)

30 1 30 +15 = 75. 60

«А как проверить правильность решения?» — «Это нужно так* 75:5=15».

Если в начале обучения примеры на деление больной решал в среднем за 5 минут 45 секунд (72: 8 =; 63 :7 =; 56:8 =), то в конце обучения эти операции выполнялись в среднем за 10—15 с. Такой же эффект был получен и в работе над восстановлением других арифметических операций. Если в начале обучения один пример на вычитание (66 — 17) занимал 2 мин 40 с, то в конце обучения больной устно выполнял подобные операции в среднем за 10—12 с без ошибок.

Кратко подведем итоги.

1. Счет и счетные операции могут нарушаться при поражении разных участков левого и правого полушарий мозга.

2. Акалькулия, возникающая при поражении затылочных и височных отделов мозга, ведет к вторичному нарушению счета. Эти дефекты идут соответственно в синдроме оптической и акустической агнозии.

3. Восстановление счета в этих случаях возможно, а обучение направлено на преодоление первичных дефектов — оптического и акустического восприятия или поведения больных в ситуации решения задачи.

4. Что касается акалькулии, возникающей при поражении лобных систем мозга, то она отличается от всех других видов акалькулии тем, что здесь счет и счетные операции нарушаются как деятельность; со стороны конкретных операций дефектов не наблюдает-ся. Поэтому методы восстановления счета у группы «лобных» больных направлены на восстановление поведения больного в ситуации решения задачи: на восстановление ориентировочно-исследовательской деятельности, стратегии решения, контроля и т. д. Восстановление счета в этих случаях является вторичным эффектом обучения.

5. Нарушения числа и счета, возникающие при поражении теменно-затылочных отделов, существенным образом отличаются от всех других видов акалькулии как по своей структуре, так и по методам восстановительного обучения. В отличие от дефектов операций оптического восприятия, которые нарушаются при оптической акалькулии, в случае теменной акалькулии нарушаются те операции, которые являются ядром функции счета, основным ее содержанием.

6. Если при первичной акалькулии работа идет над восстановлением понимания направления в счете, то при лобной акалькулии стоит задача обучения больных удержанию этого направления.

10.3. Нарушение и восстановление счета при поражении теменно-затылочных отделов коры левого полушария мозга (продолжение) – предыдущая  | следующая –  Глава 11. Нарушение и восстановление конструктивной деятельности

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.