canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Примеры первичного нарушения счета. Первичная акалькулия - первичное нарушение счета, примеры.

10.3. Нарушение и восстановление счета при поражении теменно-затылочных отделов коры левого полушария мозга (продолжение)

Ниже приведем пример первичного нарушения счета.

Больной Б. (ист. б. № 34365), 40 лет, образование высшее, педагог, перенес нарушение мозгового кровообращения в системе средней мозговой артерии слева. Поступил на восстановительное обучение. Нейропсихологическое обследование обнаружило синдром семантической афазии, остаточные явления афферентной моторной, расстройства пространственного праксиса и гнозиса, акалькулию. У больного в клинической картине акалькулии обнаруживались трудности понимания количественного значения чисел, дефекты их называния, дефекты понимания разрядного строения числа, грубые нарушения счетных операций, особенно с переходом через десяток.

В психологической картине нарушения обнаружено нарушение понятия числа. Каждое число больной понимал как целое, неразложимое на составные части. Полностью отсутствовало понимание состава числа: он не мог ответить на вопрос, из каких чисел состоит данное ему число или на какие числа его можно разложить — уже в пределах первого десятка (5 = 2 и 3; 1 и 4; 3 и 2 и т. д.). Счет десятками ему так же был недоступен — у него отсутствовало понимание того, что 20, например, состоит из двух десятков (10 и 10). У больного полностью нарушено системное строение числа, нарушено оперирование собственно числом, отвлеченным от предметного его содержания. Он мог понять, что 3 яблока и 2 яблока будет 5 яблок, но ему было недоступно понимание того, что число 5 — это 3 и 2 или 2 и 3. Узнавание и называние цифр также было дефектным. Больной постоянно ошибался и в узнавании и в назывании таких цифр, как 6 и 7,12 и 20, 9 и 10,6 и 4,7 и 4,40 и 70. Эти дефекты были вторичными, в их основе лежали сенсомоторные дефекты речи. Однако дефект распознавания, называния и количественной оценки чисел имел в своей основе и второй радикал — расстройство понимания разрядного строения числа и его записи. Например, он мог спутать числа 15 и 50, вместо 19 больной мог назвать и написать и 900, и 90; вместо числа 13 — 30, вместо 16 — 60 и т. д. Эти замены являются результатом двух радикалов — речевых расстройств и дефекта понимания разрядного строения числа. Последний радикал мог выступать и самостоятельно. Так, число ПО больной записывал как 10 010, а число 156 — как 10 056 и т. д. Чтение и оценка чисел с нулями представляли непреодолимую трудность для больного. Так, число 140 он оценивал как 104: «100… четыре… а этот нуль не знаю».

Естественно, что такое грубое нарушение понятия о числе — его составе, разрядности — не могло не привести к грубому нарушению счетных операций. У больного оказались нарушенными все четыре действия — умножение, деление, сложение и вычитание. Особую трудность для него представляли операции с переходом через десяток. Так, решая пример 27 — 9, больной долго думал над тем, что делать с оставшейся единицей, какую произвести операцию — сложение или вычитание (27 — 10 — 17,17 + 1 или 17 — 1), и неуверенно написал 27 — 9 = 19. Выполнение счетных операций было полностью деавтоматизированным и осознанным процессом, требовавшим от больного значительного времени.

Анализ нарушения счета у этого больного показал, что в основе его акалькулии лежит нарушение пространственного фактора, а центральным дефектом является нарушение понятия о числе.

Восстановительное обучение больного продолжалось с перерывами в течение 2,5 лет. Первые 1,5 месяца обучения все усилия были направлены на восстановление речи. За этот период больной научился раскладывать числа натурального ряда в пределах первого десятка. Некоторые числа из этого ряда больной узнавал со слуха и мог их назвать. Однако называние чисел шло лишь «от ряда» и было нестойким. Специальное обучение счету привело к значительному эффекту. К концу восстановительного обучения больной правильно и быстро выполнял задание по разложению числа на составные элементы. «Напишите, из каких чисел состоят следующие числа: 5, 2, 3, 6, 8, 9, 10». Больной правильно выполняет это задание. «А каким другим способом можно получить число 10?» Больной пишет: 20 – 10 = 10,15 – 5 = 10, 2 * 5 = 10. Больному предлагается решить пример на умножение (15 * 5) развернутым способом. Он пишет:

(15+15) (15+15)

30 1 30 +15 = 75. 60

«А как проверить правильность решения?» — «Это нужно так* 75:5=15».

Если в начале обучения примеры на деление больной решал в среднем за 5 минут 45 секунд (72: 8 =; 63 :7 =; 56:8 =), то в конце обучения эти операции выполнялись в среднем за 10—15 с. Такой же эффект был получен и в работе над восстановлением других арифметических операций. Если в начале обучения один пример на вычитание (66 — 17) занимал 2 мин 40 с, то в конце обучения больной устно выполнял подобные операции в среднем за 10—12 с без ошибок.

Кратко подведем итоги.

1. Счет и счетные операции могут нарушаться при поражении разных участков левого и правого полушарий мозга.

2. Акалькулия, возникающая при поражении затылочных и височных отделов мозга, ведет к вторичному нарушению счета. Эти дефекты идут соответственно в синдроме оптической и акустической агнозии.

3. Восстановление счета в этих случаях возможно, а обучение направлено на преодоление первичных дефектов — оптического и акустического восприятия или поведения больных в ситуации решения задачи.

4. Что касается акалькулии, возникающей при поражении лобных систем мозга, то она отличается от всех других видов акалькулии тем, что здесь счет и счетные операции нарушаются как деятельность; со стороны конкретных операций дефектов не наблюдает-ся. Поэтому методы восстановления счета у группы «лобных» больных направлены на восстановление поведения больного в ситуации решения задачи: на восстановление ориентировочно-исследовательской деятельности, стратегии решения, контроля и т. д. Восстановление счета в этих случаях является вторичным эффектом обучения.

5. Нарушения числа и счета, возникающие при поражении теменно-затылочных отделов, существенным образом отличаются от всех других видов акалькулии как по своей структуре, так и по методам восстановительного обучения. В отличие от дефектов операций оптического восприятия, которые нарушаются при оптической акалькулии, в случае теменной акалькулии нарушаются те операции, которые являются ядром функции счета, основным ее содержанием.

6. Если при первичной акалькулии работа идет над восстановлением понимания направления в счете, то при лобной акалькулии стоит задача обучения больных удержанию этого направления.

10.3. Нарушение и восстановление счета при поражении теменно-затылочных отделов коры левого полушария мозга (продолжение) – предыдущая  | следующая –  Глава 11. Нарушение и восстановление конструктивной деятельности

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.

 

 

Яндекс.Метрика