canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Правило хорошего продолжения. Методика для проверки действенности правила хорошего продолжения.

Восприятие предметов (правило хорошего продолжения)

Для проверки действенности правила хорошего про­должения методика эксперимента была несколько из­менена (Бауэр, 1976а). Младенцам в возрасте шести недель показывали проволочный треугольник с наложенной на него полосой (см. рис. 5.8А) и формировали условную реакцию на его появление. После непродолжительной тренировки им показывали один из четырех тестовых стимулов, изображенных на рис. 5.8Б. Эти фигуры были по­добраны как возможные варианты исходной ситуации восприятия — той, к которой у них была выработана ус­ловная реакция. Коли восприятие младенцев согласуется с правилом хорошего продолжения, то они должны били бы воспринимать исходную фигуру так же, как ее видят взрослые, то есть как треугольник с наложенной на него полосой. Если их восприятие не подчиняется этому пра­вилу, то они могли бы думать, что под полосой ничего нет. В этом случае они могли бы видеть первоначальную фи­гуру любым из трех остальных показанных на рис. 5.8Б способов. В эксперименте подсчитывалось количество ус­ловных реакций на каждую фигуру: фигура, вызвавшая больше всего реакций, считалась наиболее похожей на контрольную. Полученные результаты недвусмысленно свидетельствовали в пользу полного треугольника (фи­гура 1 на рис. 5.8Б), означая, что младенцы воспринимали исходную фигуру как треугольник с наложенной на него полосой. Это говорит о том, что даже шестинедельные младенцы могут использовать правила хорошего продол­жения.

 

 

 

 

 

Рис. 5.6. Событие, показанное слева (4А) созвучно информации в первых трех кадрах. Точки по-прежнему движутся по общей траектории. Событие справа (4Б) противоречит данной ранее информации, так как точки внезапно начинают двигаться независимо после того, как двигались совместно, когда трехнедельным младенцам показываются первые последовательности, а затем одно из этих событий, они обнаруживают признаки удивления в случае противоречащего, а не созвучного события.

Таким образом, создается впечатление, что не все за­кономерности организации восприятия, обнаруженные гештальтистами, врожденны. По крайней мере в отноше­нии одного из правил — правила близости — можно констатировать очень медленное развитие, тогда как пра­вило общей судьбы эффективно уже в очень раннем воз­расте. Вполне вероятно, что механизм, обеспечивающий использование более надежной информации об общем дви­жении, является генетически запрограммированным, в то время как менее полезные правила, применимые в слу­чае неподвижных объектов, могли бы быть постепенно усвоены в ходе развития. Возможно и иное объяснение, а именно: восприятие ребенка может определиться этими, правилами и для стационарных ситуаций, но просто дети обращают внимание исключительно на движущиеся пред­меты. В дальнешем мы увидим, что в пользу этого второго предположения свидетельствует больше данных, чем это могло бы показаться на первый взгляд.

Наверное, читатель начинает испытывать некоторое беспокойство по поводу рассмотренных к этому моменту экспериментов. Исследования восприятия предметов ока­зались экспериментами на различение. Вне всякого сомнения, предмет означает для нас нечто большее, чем раз­личимый элемент зрительного поля. Для взрослого чело­века предмет — это не просто различимая конфигурация, подобная фрагменту изображения на рисунке или фото­графии. Предмет — это нечто твердое и осязаемое, его можно схватить, он имеет определенные размеры, может быть твердым или мягким, а при падении издает опреде­ленный звук. Ни одно из этих качеств не описывается за­конами гештальтпсихологии. Хотя закономерности, от­крытые гештальтистами, могут оказаться достаточными для объяснения восприятия отдельных элементов, в них нет ничего для объяснения восприятия других, более ха­рактерных качеств предметов.

Законы перцептивной организации хорошо описывают восприятие точек и линий на листе бумаги. Они, однако, ничего не говорят нам о том, как мы отличаем плоские изображения от предметов в окружающем нас мире, а ведь это, безусловно, очень важная способность. Осяза­емость — качество, которое можно было бы назвать «схватываемостью», твердость, звуковые свойства, величина — все эти свойства отличают предметы от их изображений. Совокупность таких свойств Мишотт (1962) назвал «фе­номенальной реальностью». Ни одно из этих качеств не является исключительно зрительным. Взрослые могут по одному виду предмета судить о его твердости, но ведь твердость — это свойство, которое более привычно ассо­циируется нами с ощущением прикосновения. То же самое можно сказать о «схватываемости» и даже о величине, на чем мы остановимся позднее в этой главе. На основе зри­тельной информации взрослые могут определять, какой звук издаст предмет при надении или при ударе, а звук — это качество, связанное со слухом. Таким образом, сово­купность свойств предмета, которая определяет феноме­нальную реальность, представляет собой комплекс, вклю­чающий различные по своей модальности ощущения. Ин­формация одной модальности — зрительной — специфицирует информацию, которая могла бы быть получена с помощью других модальностей, если бы они использо­вались в данной ситуации. Зрительное восприятие окру­жающего мира включает в себя прогнозирование инфор­мации, потенциально доступной другим органам чувств.

целост­ные конфигурации – предыдущая | следующая – осязаемость

Психическое развитие младенца. Содержание.

Яндекс.Метрика