Правила

Культуры различаются по типам взаимоотношений в соответствии с правилами, которые эти культуры одобряют. Аргайл, Хендсон, Бонд, Иизука и Контарелло (Argyle, Henderson, Bond, Iizuka, Contarello, 1986) изучали 33 правила (см. таблицу 4-3), которые используют англичане, японцы, китайцы Гонконга и итальянцы при предъявлении 22-х типов социальных взаимоотношений. Результаты ответов представителей каждой культуры подвергались кластерному анализу. На Востоке и Западе значения этих взаимоотношений  оказались различными.

Обсуждая эти различия, авторы отмечают, что «на Востоке, по сравнению с Западом, существует больше правил в отношении подчинения, избегания потери лица, поддержания гармонии групповых взаимоотношений и сдерживания эмоциональных проявлений» (с. 312). Отмечается также, что «наиболее значимые кросс-культурные различия  проявлялись в отношении правил, регулирующих близкие взаимоотношения» (С. 313). Теоретическое осмысление этих различий будет обсуждено в 6 главе.

 

————————————————————————————————–

Далее ксерокс таблицы 4-3 со стр. 105- 106 книги и перевод обозначений:

  1. Имя: следует обращаться к другим людям по имени.
  2. Самораскрытие: не следует раскрывать  перед другим человеком свои чувства и личные проблемы.
  3. Оплата за другого человека: следует платить за другого человека, когда вы вместе проводите время (театр, кино и.т.д.).
  4. Поздравления с днями рождения: следует посылать поздравительные открытки и дарить подарки.
  5. Социальные визиты: не следует наносить визиты без приглашения и уведомления.
  6. Ругательство: не следует употреблять бранных слов в присутствии другого лица.
  7. Обсуждение вопросов веры, религии:  не следует вести разговора с другим человеком по вопросам веры и политики.
  8. Обсуждение сексуальных вопросов: не следует говорить с другим человеком на тему секса и смерти.
  9. Проявление гнева: не следует показывать свой гнев другому человеку.
  10. Проявление беспокойства: не следует проявлять свое страдание или беспокойство перед другой личностью.
  11.  Подчинение: следует подчиняться правилам и распоряжениям, исходящим от другой личности.
  12. Проявление чувств на публике: не следует проявлять свои чувства к любимому человеку в присутствии других лиц.
  13. Рукопожатие: при встрече следует пожимать друг другу руки.
  14.  Прикасание: не следует преднамеренно касаться другого человека.
  15. Материальная помощь: не следует у других лиц просить материальной помощи.
  16. Л ичный совет: не следует просить у другого лица личного совета.
  17. Критика в присутствии других: не следует публично критиковать другого человека.
  18.  Оказание поддержки: следует поддерживать, отстаивать права другого лица в случае их отсутствия или нарушения.
  19. Обсуждение конфиденциальных сведений: не следует обсуждать с другими людьми то, что вам было сказано по секрету.
  20.  Сексуальная активность: не позволительно вступать  в сексуальную связь с другим лицом, ради получения удовольствия.
  21. Приглашение на семейное празднование: следует приглашать другого человека в гости  на празднование семейных торжеств.
  22. Возвращение долга: следует стремиться возвращать долги, благодарить за поддержку и комплименты, независимо от того, насколько они малы.
  23.  Объект шуток: не следует высмеивать или поддразнивать другого человека.
  24.  Внешность: при общении с другими людьми следует быть опрятным и аккуратно одетым.
  25.  Самопредставление: следует стремиться представлять себя другому лицу в самом наилучшем свете.
  26.  Использование времени: не следует заставлять другое лицо испытывать напряжение и использовать максимально предоставляемое вам время.
  27. Обсуждение финансовых вопросов: не следует обсуждать свои личные финансовые дела с другим человеком.
  28.  Положительное отношение: следует проявлять безусловное уважение и положительное отношение к другому человеку.
  29.  Информирование о распорядке дня: следует информировать другое лицо о своем графике работы, планах и т.п..
  30.  Обсуждение новостей: следует делиться своими успехами с другим лицом.
  31. Частная жизнь: следует уважать частную жизнь и личные тайны другого человека.
  32.  Глазной контакт: при разговоре следует смотреть в глаза собеседнику.
  33.  Эмоциональная поддержка: в общении с другими следует поддерживать эмоциональный настрой беседы.
  34.  – Таблица 4-3. Перечень   33 правил взаимодействия/ взаимоотношений.
  35.  – Источник: Аргайл. Хендерсон, Бонд, Иизука и Контарелло (1986).

————————————————————————————————————-

Самоопределения

Я-Концепция включает в себя утверждения и высказывания личности, связанные со словами «Я», «мое», «мне», «Я сам» (Кули, 1902). Хороший способ изучить Я концепцию человека –  попросить его написать 20 предложений, отвечающих на вопрос «Кто я?» (тест Куна). Получаемые ответы несут много информации о культуре. Триандис (1989) изучал три  аспекта  Я-концепции: личное Я (например, «я добрый»), публичное Я (например, «большинство людей считают меня добрым человеком») и коллективное или социальное Я (например, «моя семья считает, что я добрый»). Изучалось предположение, что эти три типа Я-высказываний в разных культурах будут проявляться  с разной вероятностью. В индивидуалистических культурах люди будут себя описывать главным образом в терминах личного Я; в коллективистических культурах – в терминах коллективного Я. Чем сложнее культура (например, развитые структуры политической власти, наличие большего числа различных групп и рабочих мест, большее количество городского населения), тем больше люди будут описывать себя в терминах публичного и личного Я, чем коллективного. Коллективизм, внешняя угроза, конкуренция с внешними группами и общая судьба увеличивают количество описаний в терминах коллективного Я. Такие аспекты окружающей среды, как необходимость сотрудничать с другими  людьми для выживания, своим следствием имеет более выраженное описание себя  в терминах коллективного  Я.

Культуры коллективистического типа воспитывают своих детей, подчеркивая такие качества, как подчинение, надежность, чувство долга, чистоплотность и порядок. Индивидуалистические культуры воспитывают своих детей, делая акцент на  созидании, творческих способностях, опору на себя, независимость и свободу следовать личным интересам. Эти качества больше ассоциируются с использованием описания себя в терминах личного Я. Когда люди чаще описывают себя в терминах коллективного Я, они с большей вероятностью будут вести себя в соответствии с нормами, ролями и обычаями. Когда на первое место выступает личное Я, люди с большей вероятностью будут вести себя в соответствии со своими установками, чувствами, убеждениями или, другими словами, со своей личной жизненной философией.

 

роли – предыдущая  |  следующая – стереотипы

Триандис. Культура и социальное поведение. Оглавление