тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

VIII. I. Формирование мировоззрения (практическая деятельность)

Не лучше обстоит дело и на противоположном полюсе, когда в настоящем видят только средство досижения чего-то в бу­дущем. Чувствовать полноту жизни — значит уметь видеть в се­годняшнем труде «завтрашнюю радость» (А. С. Макаренко) и вместе с тем ощущать ценность каждого данного момента дея­тельности, радость преодоления трудностей, узнавания нового и т. д.

Педагогу важно знать, представляет ли старшеклассник свое будущее как естественное продолжение настоящего или как его отрицание, нечто радикально другое, видит ли он в этом буду­щем продукт своих собственных усилий или что-то такое (все равно — плохое или хорошее), что «само придет». За этими установками (обычно неосознанными) — целый комплекс соци­альных и психологических проблем.

Взгляд на будущее как на продукт собственной, совместной с другими людьми деятельности — установка деятеля, борца, который счастлив тем, что он уже сегодня работает ради пре­красного завтра. Представление, что будущее «само придет»,— установка иждивенца и потребителя. Подростки и юноши, кото­рых слишком долго опекают и страхуют от трудностей, начина­ют бояться наступления ответственной взрослости, отождествляя ее с будничной рутиной.

Пока юноша не нашел себя в практической деятельности, она может казаться ему мелкой и незначительной. Еще Гегель отме­чал это противоречие: «До сих пор занятый только общими предметами и работая только для себя, юноша, превращающий­ся теперь в мужа, должен, вступая в практическую жизнь, стать деятельным для других и заняться мелочами. И хотя это со­вершенно в порядке вещей,— ибо, если необходимо действовать, то неизбежно перейти и к частностям,— однако для человека начало занятия этими частностями может быть все-таки весьма тягостным, и невозможность непосредственного осуществления его идеалов может ввергнуть его в ипохондрию. Этой ипохондрии,— сколь бы незначительной ни была она у многих,— едва ли кому-либо удавалось избегнуть. Чем позднее она овладевает че­ловеком, тем тяжелее бывают ее симптомы. У слабых натур она может тянуться всю жизнь. В этом болезненном состоянии че­ловек не хочет отказаться от своей субъективности, не может преодолеть своего отвращения к действительности и именно по­тому находится в состоянии относительной неспособности, кото­рая легко может превратиться в действительную неспособ­ность»[1].

Единственным средством снять это противоречие является творчески-преобразующая деятельность, в ходе которой субъ­ект изменяет как самого себя, так и окружающий мир. Жизнь нельзя ни отвергать, ни принимать целиком, ибо она противо­речива, в ней всегда идет борьба старого и нового, и каждый, хочет он того или нет, участвует в этой борьбе. Идеалы, осво­божденные от элементов иллюзорности, свойственной созерца­тельной юности, становятся для взрослого человека ориентиром в практической деятельности. «Что в этих идеалах есть истин­ного, сохраняется в практической деятельности; только от не­истинного, от пустых абстракций должен отделаться человек»[2].

К такой деятельности личность также должна подготовить­ся. Важнейшим средством подготовки уже на школьной скамье является общественная работа. В отличие от учебной деятельно­сти, которая служит прежде всего развитию собственной лично­сти учащегося и лишь опосредствованно, много времени спустя, приносит пользу другим людям, общественная работа имеет непосредственно социальную направленность. В этом ее огром­ная воспитательная идеологическая ценность.

В. И. Ленин одобрительно излагал мысли Н. Г. Чернышев­ского: «Без приобретения привычки к самостоятельному участию в общественных делах, без приобретения чувств гражда­нина, ребенок мужского пола, вырастая, делается существом мужского пола средних, а потом пожилых лет, но мужчиной он не становится или, по крайней мере, не становится мужчиной благородного характера. Мелочность взглядов и интересов отражается на характере и на воле: «какова широта взглядов, та­кова широта и решений»[3].

Советские юноши и девушки живут напряженной общественнон жизнью. Они не только интересуются всем происходящим в мире, но и сами принимают посильное участие в строительстве коммунизма. Формы этого участия многообразны.

Трудовая, общественно полезная и общественно-политиче­ская деятельность старшеклассников включает работу в ученических производственных бригадах, строительных отрядах, лет­них лагерях труда и отдыха. Учащиеся сами радиофицируют школы, озеленяют их территории, строят детские площадки и спортивные сооружения, сажают сады, участвуют в благоуст­ройстве городов и поселков. Комсомольцы-школьники организу­ют и направляют жизнь пионерских отрядов, шефствуют над инвалидами и престарелыми, участвуют в добровольных народ­ных дружинах, оказывают содействие милиции, пожарным, по­граничникам, помогают старшим в охране природы, активно участвуют в общественно-политической жизни, работают аги­таторами, выступают с концертами перед населением. По данным массового обследования молодежи, проведенного ЦК ВЛКСМ, и многочисленных социально-педагогических ис­следований (A. Л. Туркина, Е. И. Кокорина, Т. Н. Мальковская, М. М. Ященко и др.), в общественной работе активно уча­ствуют более половины всех старшеклассников. Это дает им хорошую практическую и идейную закалку.

_________________________________________________________________________________

[1] Материалы XXV съезда КПСС. М., Политиздат, 1976, с. 77.

[2] Там же, с. 95.

[3] Ленин В. И. Замечания на книге Ю. М. Стеклова «Н. Г, Чернышев­ский…». — Поли. собр. соч., т. 29, с. 591.

рефлексия – предыдущая | следующая – жизненные планы

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога в Москве.