canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Приводит к привлечению и поддержанию внимания к но­вому стимулу

Глава 6. Праксис. Внимание. Память. Мышление.

6.2. Праксис

На начальных этапах формирования двигательные навыки носят мед­ленный, нечеткий характер с большими паузами между отдельными движениями.

Созревание различных отделов коры и межанализаторных связей позволяет вовлечь во втором полугодии жизни ребенка в регуляцию движений сенсорные отделы. Это приводит к появлению движений руки, направленных к окружающим предметам, круговые хвататель­ные движения сменяются прямым продвижением руки к предмету. С 10 месяцев появляется предварительное приспособление положе­ния пальцев к форме захватываемого предмета. Во втором полугодии начинается формирование нового для ребенка типа движений, нося­щих целенаправленный, произвольный характер.

Начало ходьбы относится к 9-15 месяцу, временная последователь­ность акта ходьбы формируется до 4 лет, к этому времени оказывается сформированной структура отдельных шагов, но серия содружествен­ных движений при ходьбе еще неустойчива и вариативна. К 7 годам достигается более тонкая регуляция локомоций, движения приобре­тают специализированную направленность, поскольку к этому време­ни завершается один из узловых этапов развития двигательного ана­лизатора — улучшается анализ тактильно-кинестетических сигналов. В 9-10 лет показатели ходьбы становятся схожими со взрослыми, то есть в обеспечение ходьбы включаются все компоненты соответству­ющей системы.

Проходит ряд этапов и становление графических движений. В1 -1,5 го­да они плохо регулируются и нестабильны, затем от 2 до 5 лет идет формирование компонентов графических движений (линий, кругов), которые сначала носят нечеткий характер, несоразмерны, часто кор­ректируются.

В то же время освоенные движения становятся базисом для форми­рования в возрасте 6-7 лет навыка письма. Моторная программа пись­ма на начальных фазах несовершенна, требует постоянной коррекции по ходу выполнения. К 9-10 годам характеристики двигательной струк­туры письма приближаются к показателям взрослых (Безруких М. М. и др., 2002).

В движениях рук сначала устанавливается их симметричная ко­ординация (одновременные движения руками), затем появляется перекрестно-реципрокная (попеременные движения). Перекрестные движения в дошкольный период еще выполняются с трудом.

Ориентация в пространстве при выполнении движений улучшает­ся с возрастом. В 5-6 лет пространственная ориентировка заметно улучшается по сравнению с 4 годами. Следующий скачок наблюдает­ся в 7-8 лет; в период 10-11 лет наступает стабилизация показателей, которая сменяется увеличением точности в 12-13 лет.

Наиболее заметное и стабильное улучшение кинестетической чув­ствительности рук и ног обнаруживается в возрасте 13—14 и 16—17 лет, при этом мышечно-суставная чувствительность рук развита лучше, чем чувствительность ног (Муравов И. В., 1975).

В пубертатном периоде наблюдается некоторое ухудшение всех компонентов произвольных движений, которое проходит к 15-16 го­дам и достигает уровня взрослого человека.

Формирование движений и действий проходит, таким образом, путь постепенной дифференциации и все более точного и специализиро­ванного вовлечения отдельных движений в действия, в их серийное выполнение.

6.3. Внимание

Исследование процесса формирования внимания показало, что уже в первые месяцы постнатальной жизни появляется возможность вы­деления качества новизны стимула. Начиная с 2-3-месячиого воз­раста восприятие новых стимулов вызывает характерный комплекс оживления. Этот возраст можно считать критическим для формиро­вания процесса внимания, поскольку в это время, с одной стороны, происходит становление механизмов анализа и первичной перера­ботки информации и, с другой стороны, развитие познавательной потребности приводит к привлечению и поддержанию внимания к но­вому стимулу.

В дошкольном возрасте большую роль для привлечения внимания играют эмоционально значимые стимулы. В старшем дошкольном воз­расте (6-7 лет), несмотря на преобладание роли эмоциональных сти­мулов, существенно начинает возрастать способность связать процесс восприятия и ответные действия с речевой инструкцией.

Качественные сдвиги в организации процесса внимания возникают в возрасте 9-10 лет. В этом возрасте эмоционально нейтральные раз­дражители впервые становятся более эффективными возбудителями внимания, чем стимулы, обладающие непосредственной эмоциональ­ной значимостью.

В онтогенезе четко прослеживается переход от диффузных связей раз­личных отделов коры с преимущественной локализацией в каудальных отделах (5 лет) к формированию локальных очагов, устойчиво удержи­вающихся при введении команды «внимание» сначала в переднецентральных отделах коры правого (7-8 лет), а затем левого (9-11 лет) полу­шария. Формирование локальных очагов рассматривается как условие проявления основного свойства внимания — избирательности.

В периоде 11-12 до 14-15 лет возникают существенные перестрой­ки, связанные с половым созреванием и сопровождаемые отклонени­ями во внимании (повышенная эмоциональность и снижение корко­вого контроля, формирование вызванных потенциалов, характерных для более младшего возраста). Оптимальная система внимания уста­навливается к концу подросткового возраста (Дубровинская Н. В., 1985; Фарбер Д. А. и др., 1988,1990, 1997).

6.4. Память

Формирование памяти проходит путь от непроизвольного запомина­ния информации, ориентирующегося на восприятие, к произвольно­му запоминанию, тесно связанному с мышлением, основанному на ос­мыслении запоминаемого материала.

Это положение получило свое подтверждение в исследовании слухоречевой памяти у детей. Проводился анализ ошибок, допускае­мых при запоминании серий слов, предъявляемых на слух. Были выделены те из них, которые описываются как литеральные и вер­бальные парафазии и представляют собой замены букв в стимульных словах или замены стимульных слов на другие слова, близкие по смыслу. С увеличением возраста удельный вес разных видов парафазий в общем количестве ошибок меняется. Происходит смеще­ние акцента с литеральных парафазий (их количество преобладает до 8 лет) в сторону вербальных парафазий (они начинают преобла­дать после 8 лет). Это указывает на то, что ребенок во все большей степени опирается на смысловые, а не перцептивные характеристи­ки слова при его запоминании. Также происходит иерархическая перестройка в межсистемном взаимодействии слухоречевой памя­ти с восприятием и мышлением в пользу доминирования последне­го (Микадзе Ю. В., 1999).

В возрасте от 7 до 10 лет происходит увеличение объема кратковре­менной памяти: с 5,4 символа (нижняя граница запоминания у взрос­лого человека) в 7 лет до 6,4 символа (среднее значение запоминания у взрослого человека) в 10 лет (Безруких М. М. и др., 2002).

6.5.  Мышление

Исследования системной организации мозговых структур при выпол­нении умственной деятельности показали, что их интеграция проходит длинный путь, прежде чем возникает избирательное взаимодействие специализированных корковых зон. Развитие интеллекта начинается с наглядно-действенного мышления, которое переходит в наглядно-об­разное, а затем в дискурсивное (вербально-логическое). Основой фор­мирования мышления выступает речь, поэтому характер мыслительных операций определяется особенностями развития речевой сферы.

До 7-8-летнего возраста дети в основном опираются на образное мышление. Это проявляется в функциональной активности структур левого и правого полушарий, которая должна увеличиваться по мере формирования вербально-логического мышления в левом полушарии. В данном периоде наблюдается относительно слабая взаимосвязан­ность функциональной активности корковых зон. Здесь, в частности, отмечается отсутствие у 7-8-летних детей различий в активационных паттернах между право- и леворукими.

В 9-10 лет появляется устойчивая функциональная асимметрия, имеющая регинально-специфический характер. Появляются различия активационной асимметрии у правшей и левшей.

На этапе 14-17 лет эти межполушарные различия углубляются, появляется преимущественная активированность левого полушария у праворуких и правого у левшей (Безруких М. М. и др., 2002; Князе­ва М. Г., 1990).

 

 зрительное восприятие – предыдущая | следующая – причины заболеваний

Оглавление – Мекадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым

Яндекс.Метрика