canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Познавательное развитие ребенка. Многообразие путей познавательного развития.

Глава седьмая

Познавательное развитие.

Развитие представления о предмете. Экс­перименты с регистрацией ориентиро­вочной реакции. Эксперименты с регистра­цией движения глаз. «С глаз долой — из сердца вон»? Проблема идентичности пред­мета. Местоположение и движение как критерии идентичности. Координация ин­формации о положении и движении. Мо­торные навыки и постоянство предмета. Понятие decalage «за» и «под» как прост­ранственные отношения. Процессы разви­тия представления о предмете. Теория «стимул-реакция». Теория Пиаже. Стадии развития. Роль конфликта в развитии. Развитие количественных представлений. Величина и вес. Непрерывность познава­тельного развития. Многообразие путей познавательного развития.

В предшествующих главах мы уже указывали на то, что составляет содержание данной главы. Так, в гл. IV отмечалось, что в ходе развития возникает стадия, на ко­торой ребенок игнорирует перцептивную информацию и полагается на такие источники информации, как память, умозаключение, и другие пеперцептивные процессы. В гл. VI мы. увидели, что некоторая форма поведения может до­стичь совершенства и вместе с тем ее развитие еще далеко не будет закончено. В подобных случаях еще должны быть разработаны правила, регулирующие применение этой формы поведения. Таким образом, в развитии сущест­вует прогрессивная линия в направлении уменьшения зависимости от непосредственной сенсорной стимуляции и увеличения роли правил, объединяющих перцептивную информацию с информацией из памяти. Этой прогрессивной тенденции — познавательному развитию — и посвя­щена настоящая глава.

Пиаже подробно описал процессы познавательного развития ребенка в своей знаменитой трилогии «Происхож­дение интеллекта у детей» (1936); «Конструирование реальности ребенком» (1937); «Игра, воображение и ими­тация в детском возрасте» (1946). По широте и оригиналь­ности эти работы намного превосходят все другие иссле­дования в этой области. Было бы невозможно кратко из­ложить содержание этих книг в пределах данной работы, ибо оно определяется взаимодействием наблюдений и те­ории, затрудняющим подобное изложение. Вместо попыт­ки изложения трилогии в целом я выберу одну или две проблемы, надеясь, что детальный анализ избранных тем прояснит процессы, лежащие в основе познавательного развития.

Выбор такой темы не прост, так как Пиаже обсуждает целый ряд интересных и важных проблем. И все же одна из них, а именно проблема развития представления о предмете, занимает в его трудах особое место. Пиаже счи­тает этот фрагмент развития прототипом познавательного развития в целом. По его описанию, приобретение пред­ставления о предмете является наиболее ранним проявле­нием процессов, которые могут привести у взрослого к воз­никновению математического рассуждения и логического мышления. Другие авторы столь же убеждены в важности представления о предмете. Элкинд и Семиров (1970) от­мечают его как наиболее значительное открытие Пиаже — необычайно высокая оценка, если принять во внимание, как много действительно революционных открытий сдела­но Пиаже.

Что же такое представление о предмете, и как оно раз­вивается? Согласно Пиаже, основные ориентиры развитии лучше всего видны при изучении реакций младенца на ис­чезнувшие или спрятанные предметы. Вначале, как это утверждает Пиаже, не существует никакого специфическо­го поведения по отношению к исчезнувшим предметам. Данное положение, как мы увидим позже, должно быть пересмотрено. С точки зрения явной поисковой активно­сти на этой ранней стадии ничего нельзя увидеть. Дети не тянутся и не пытаются ползти за исчезнувшими из поля зрения предметами. Это, может быть, и не удивительно, так как возраст детей, о которых мы говорили, не пре­вышает четырех месяцев. Во второй половине этого периода (от двух до четырех месяцев) они следят глазами за выходя­щими из поля зрения предметами. Дети в первой половине этого периода (от рождения до двух месяцев — в дальнейшем будем это называть стадией I) не делают даже этого. На стадии II возникают следящие движения головы и глаз за предметами, которые выходят из поля зрения. К на­чалу стадии III дети могут протягивать руку, чтобы доста­вать видимые ими предметы. Если показать им частично накрытый платком предмет, они могут протянуть руку и взять его (см. рис. 7.1). Если же предмет полностью закрыт платком или чашкой, находящиеся на этой стадии развития дети совершенно не делают попыток достать его. Они от­страняются от закрытого предмета, вообще не пытаясь убрать платок,— словом, ведут себя так, как если бы предмет перестал существовать. Многие авторы интерпре­тировали такое поведение как доказательство того, что младенцы этого возраста (от четырех до шести месяцев) уверены, что предмет перестает существовать, когда ста­новится невидимым.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 7.1. Стадия III. Младенец, находящийся на этой стадии развития, может дотянуться и взять частично закрытый предмет (А), но он не способен достать предмет, который накрыт платком полностью (Б).

 

Яндекс.Метрика