Яндекс.Метрика

Познавательное развитие (появление объекта)

Эти стадии и являются основными поведенческими ори­ентирами развития представления о предмете. Но приведенное общее описание стадий развития мало говорит нам о смысле успехов и неудач младенца. Существенной является наша интерпретация наблюдаемого поведения, и здесь предлагались самые разнообразные объяснения. Рассмотрим поведение, которое характерно для младенца, находящегося на Ш стадии развития. Если младенцу по­казать нравящуюся ему игрушку, а затем накрыть ее у него на глазах, то он не сделает никакой попытки снять платок. Согласно одной из интерпретаций — самой рас­пространенной,— ребенок думает, что под покрытием предмет перестал существовать. В соответствии с этим, раз предмет пропадает из поля зрения, значит, младенец думает, что его больше нигде нельзя найти, и поэтому даже не пытается искать его.

Такая интерпретация, несомненно, объясняет наблю­даемое поведение. Если младенец думает, что предмет больше не существует, то едва ли можно ждать, что он сни­мет платок. Однако возможны и другие объяснения. Пред­положим, что младенец не снимает платок просто потому, что у него нет соответствующего моторного навыка. Воз­можно, он знает, что предмет находится под платком, но не знает, каким образом снять платок. Конечно, и в этом случае наблюдалось бы такое же отсутствие поисковой ак­тивности. Обе рассмотренные интерпретации, очевидно, совершенно по-разному объясняют одно и то же поведение, причем сказанное до сих пор не позволяет отдать предпо­чтение одному из двух предположенных объяснений. Од­нако не трудно провести соответствующие эксперименты. Необходим лишь некоторый критерий, отличный от поис­кового поведения и пригодный для определения того, думает ли младенец, что предмет продолжает существовать вне поля зрения. Очевидно, в этом отношении реакция на неожиданное изменение ситуации (ориентировочная реакция) могла бы оказаться полезной.

Предположим, что мы показываем ребенку предмет, а затем опускаем экран так, чтобы предмет был полностью закрыт им. Затем мы отодвигаем экран, открывая либо предмет, либо пустое место, на котором он находился (рис. 7.4). Какие реакции можно было бы ожидать на основании двух альтернативных интерпретаций? Если младенцы дей­ствительно думают, что предмет перестал существовать, исчезнув из поля зрения, то они едва ли ожидают увидеть его снова, когда экран отодвинется. Следуя этой логике, они будут более удивлены повторному появлению предме­та, нежели его отсутствию. Напротив, если младенцы уве­рены, что предмет все еще находится здесь, позади экрана, то они должны были бы скорее удивляться непоявлению предмета, чем его возвращению. Подобные эксперименты были проведены Бауэром (1966в) и Чарлзвортом (1966).

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 7.4. Каким образом ребенок, находящийся на стадии Ш, будет реагировать на эти два события?

В моем эксперименте в качестве показателя ориентиро­вочной реакции использовалась частота сердцебиений. Было обнаружено, что младенцы, слишком маленькие для того, чтобы уметь снимать платок, и большей степени удив­лялись отсутствию предмета, чем его повторному появле­нию. Это свидетельствует о том, что на самом деле они уве­рены в существовании предмета, даже если он невидим. Если изменение частоты сердцебиений можно использо­вать как непосредственный показатель беспокойства, то эти данные можно было бы считать явным опровержением традиционной интерпретации поведения младенца на III стадии развития. Если младенцы действительно уверены, что предмет продолжает существовать после исчезновения его за экраном, то эта уверенность должна проявиться также и в других формах поведения. При предъявлени объекта, движение которого может быть прослежено ими, младенцы должны были бы уметь следить за движением и предвосхищать повторное появление объекта, когда тот перемещается за экраном. Другими словами, если младе­нец видит, как движущийся предмет исчез за экраном, он должен ждать появления предмета с противоположной сто­роны экрана — при условии, что он действительно уверен в существовании предмета, который находился вне поля зрения. Эксперименты такого рода также были проведены (Гарднер, 1971; Бауэр, Броутон и Мор, 1971). Результаты экспериментов достаточно ясно показывают, что даже вось­минедельные младенцы предугадывают повторное появле­ние предмета, скрывшегося за экраном. Проявляется это в глазодвигательном поведении — дети поворачивают гла­за, чтобы фиксировать тот кран экрана, из-за которого должен выйти предмет. Это происходит незадолго до по­вторного появления или в момент появления движущегося предмета. Поскольку глаза младенца находятся в точке выхода в момент или непосредственно перед появлением предмета, следует говорить о предвосхищении появления предмета, а не о реакции на само появление.