В терапевтической группе он говорил сухим, деревянным голосом, преувеличенными формулировками, часто вызывая смех своей демонстративной трагикомичностью. Он стал клоуном в группе, защищаясь от подавлявших его страха и грусти гротескным выражением своих чувств. Одновременно он страдал от эмоционального барьера, возведенного вокруг него клоунским фасадом и делавшего его недосягаемым. Когда группа непосредственно не принимала его сильные жалобы на всех невротиков, жертвой которых он себя чувствовал и поведение которых описывал гротескными формулировками, он чувствовал себя уничтоженным и описывал себя как невротический хлам, как слабого, одержимого страхами. Однако тут же вновь называл себя жертвой большого города, для которого противоядием могут быть лишь лесной воздух, покой и удаленность от мира.
Когда группа подвергала сомнению его проекции и мазохистские самообвинения. не относясь в то же время к ним агрессивно, он реагировал беспомощностью и тревожным молчанием. Его тревожность все больше воспринималась группой как вымогательство. Будучи конфронтирован с безмерностью своих мазохистских самообвинений и со своими проекциями, он смог, наконец, говорить о том, что в группе он тяготится ожиданием от себя продуктивности. Он считал, что должен демонстрировать любой ценой активное сотрудничество, хотя считает себя неполноценным и не принадлежащим к группе. В этой связи он вспомнил, что находил признание в семье лишь благодаря своим интеллектуальным усилиям, что получал там титулы «графа», «маэстро», что ему была уготована роль звезды. Отец хотел послать его в школу уже с пяти лет, поскольку хотел иметь исключительно интеллектуального сына, – шаг, которому воспрепятствовал лишь менингит пациента.
В дальнейшем он постоянно был первым в классе, образцовым учеником, по всем пунктам соответствуя желаниям отца, но позже постоянно страдал от ощущения, что учителя несправедливо предпочитают его другим ученикам прежде всего из-за должности отца и что своему месту лучшего в классе он обязан нечестным манипуляциям: он оговаривал своих одноклассников перед учителями, отчего всегда считал недействительными и лживыми свой успех, так и похвалы окружающих. Он всегда страдал от представления, что его братья и одноклассники ненавидят его за этот лживый успех. На этом материале группа проработала его тревожное и отгороженное поведение, непроизвольную клоунаду и высказала предположение, что сильный страх соперничества, который он испытывал к группе, должен быть связан с особым положением в ней, которое он приобрел благодаря своей индивидуальной терапии.
Затронутая здесь конфликтная динамика его отношений в группе отчетливо проявилась во время участия в группе терапии средой. Он надеялся на быстрое улучшение и излечение и хотел прежде всего научиться общаться в группе. Относительно своих психосоматических симптомов и страха общения он ждал прямо-таки чуда. Однако при этом он испытывал сильный страх.
На терапии средой он развил беспокойную, живую гиперактивность. В группе он производил впечатление своим демонстративным, трагикомически-чаплинским поведением, ужасными историями, которые сам придумывал и частым громким пением. На производственных совещаниях и во время терапевтических сеансов в группе он преимущественно молчал. В начале сеанса он часто удалялся в туалет, появляясь оттуда со значительным опозданием Когда об этом заговорили, он сначала реагировал шумной защитой. Когда же его назвали проблемным членом группы, он мог, наконец, заговорить о своих страхах, которые испытывал в особенности по отношению к девушкам в группе. Он сказал, что постоянно чувствует себя неуверенным, затравленным ребенком, который не должен показывать своих чувств. В этой связи он рассказал о двух снах, в которых проявилась бессознательная амбивалентность его отношения к группе и психотерапевту (группа терапии средой велась его лечащим врачом).
Во сне он видел психотерапевта одновременно как милую и красивую, но в то же время уродливую и больную, как его мать. Он чувствовал, что психотерапевт постоянно контролирует его, что вызывало у него ярость и агрессию. Во сне ему представлялось, что он уже несколько дней страдает запорами. Во втором сне он видел себя с психотерапевтом в поезде и возбужденно разговаривал с ней. Позже он пил с ней кофе в замке. В этом сне он испытывал сильное ощущение счастья, представлялось, что его не мучают запоры. Группа поняла эти сны пациента как выражение его желания продолжать индивидуальные сеансы во время терапии средой, иметь терапевта только для себя. В этой связи пациент рассказал, что пролил молоко, которое ему было поручено покупать, когда подумал, что так же отгораживает себя от группы, как другой ее член, о котором говорилось на терапевтическом занятии накануне. Группа поняла этот акт как бессознательный призыв о помощи и как выражение протеста против группы, которая, как он считает, пренебрегает пациентом. Он говорил далее о своем разочаровании терапевтом, которая, как и его мать, не оказывает достаточного внимания и поддержки, о своем страхе перед выражением собственной агрессии.
Молоко, разлитое им, предназначалось для маленьких детей, сопровождавших матерей-пациенток на терапию средой. Пациент испытывал неловкость в основном по отношению к ним. Он считал, что не должен выражать к ним агрессию. В ходе дальнейшей проработки его сна выяснилось, что в переносе он воспринимал этих детей как своих братьев, с которыми его всегда обязывали хорошо обращаться и которым он всегда завидовал из-за их близости с матерью. В конце этого занятия, на котором пациент впервые смог оставить свои клоунские приемы и принять участие группы, его поведение отчетливо изменилось. Исчезла его беспокойная гиперактивность, а также запоры, он был, наконец, в состоянии выражать положительные чувства по отношению к группе и отдельным ее членам.
Симбиотически-амбивалентные отношения с подругой – предыдущая | следующая – Анализ сна в группе
Психосоматическая терапия. Оглавление