canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Половые различия подростков. Психология половых различий.

III. 3. Самосознание и образ «я» (половые различия)

Сходную картину рисуют и многие другие исследования, проводившиеся в разных странах. Так, изучение образов «я» у гимназистов ФРГ в возрасте 12, 16 и 19 лет показало значи­тельное изменение от 12 к 16 годам, после чего образ «я» ста­билизируется. Французские психологи (Б. Заззо и др.) опреде­ленно различают подростковый «трудный возраст», стержнем которого является становление образа «я», осознание своей ин­дивидуальности и завершение психосексуальной идентификации, и «кризис юности», связанный с выработкой мировоззрения, по­литическим самоопределением, выбором профессии, решением вопроса о смысле жизни и т. д. Сами юноши и девушки тоже разграничивают эти периоды. «Трудный возраст»,— пишет юно­ша,— обозначает скорее период физических перемен, тогда как «кризис юности» означает ряд моральных или философских проблем»; «В «трудном возрасте» ты еще ребенок, который кап­ризничает и хочет доказать свою самостоятельность… «кризис юности» состоит в выработке собственных убеждений, он позво­ляет решить, в каком направлении работать».

Однако длительность переходного возраста и острота связан­ных с ним переживаний зависят от многих конкретных условий. По данным Р. .Симмонс и Ф. Розенберг, наибольшие психоло­гические трудности испытывали те подростки, у которых фаза полового созревания совпала с переходом в другую школу; их ровесники, остававшиеся в прежнем школьном классе, чувство­вали себя гораздо увереннее. Это позволяет предположить, что половое созревание не столько само по себе подрывает сущест­вующий у подростка образ «я», сколько повышает ранимость и чувствительность личности к изменениям среды, которые ставят этот образ под вопрос.

Тем более верно это по отношению к старшеклассникам, у которых половое созревание уже позади. Их образ «я» и само­уважение зависят прежде всего от успешности их деятельности и от характера взаимоотношений с окружающими, старшими и сверстниками. Кстати сказать, в этом проявляется также изме­нение временной перспективы. Число ребят, озабоченных своим настоящим «я», в подростковом и юношеском возрасте практи­чески одинаково. Зато в 15—16 лет резко увеличивается озабо­ченность своим будущим «я»—кем я стану, что из меня полу­чится? Но эти вопросы уже не являются чисто умозрительными. Они тесно связаны с проблемами социального самоопределения. Это открывает широчайшие возможности для направлен­ного педагогического воздействия с учетом индивидуальных осо­бенностей старшеклассника.

III. 4. Дифференциально-психологические аспекты развития

Как уже не раз подчеркивалось, становление личности и пси­хическое развитие протекают у разных людей по-разному.

Серьезное изучение психологии половых различий только еще начинается, и эмпирические данные весьма противоречивы. Относительно умственных способностей достоверно установлено, что девочки превосходят мальчиков в словесно-речевой деятель­ности: в младенчестве девочки раньше начинают говорить, затем половые различия как будто сглаживаются, но приблизительно с 11 лет девочки снова заметно опережают мальчиков, причем это опережение продолжается до окончания средней школы, а возможно и дольше. Мальчики начиная с подросткового воз­раста превосходят девочек в решении пространственно-зритель­ных задач и в математических способностях (здесь их преиму­щество проявляется начиная с 12—13 лет). Однако многие другие предположения, которые обыденное сознание склонно счи­тать самоочевидными, не выдерживают экспериментальной про­верки. Нельзя, например, считать доказанным мнение, что де­вочки превосходят мальчиков в механическом запоминании и выполнении простых, однообразных задач, тогда как мальчики лучше справляются с задачами, требующими более сложных размышлений и заглушения ранее усвоенных реакций. Не дока­зано и то, что мышление мальчиков более «аналитично»,— зна­чимых половых различий в стиле умственной деятельности пси­хологи пока не обнаружили.

Проблема половозрастной дифференциации познавательных способностей заслуживает серьезного внимания. Учителям хоро­шо известно, что в старших классах различия в направленно­сти интересов и занятий мальчиков и девочек увеличиваются, причем, хотя девочки на всем протяжении школьного периода лучше учатся и имеют более высокий средний балл, интересы мальчиков более дифференцированиы и определенны. Однако дифференциация умственных способностей может быть также результатом прогрессирующей специализации школьного об­учения. Чтобы проверить это, нужно обследовать параллельно учащихся и неучащихся одного и того же возраста. Кроме того, данные, полученные методом поперечных срезов, нуждаются в лонгитюдном подтверждении. Наконец, встает вопрос о доста­точности и обоснованности используемых психологами тестов.

Большие различия существуют в эмоциональных реакциях и самосознании юношей и девушек. Если судить по их самоопи­саниям, в 14—15 лет девочки гораздо больше мальчиков оза­бочены тем, что о них думают другие, значительно более ра­нимы, чувствительны к критике, насмешкам и т. д.

самоопи­сания – предыдущая | следующая – самоуважение

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым.

Яндекс.Метрика