canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Половое просвещение подростков. Моральное воспитание и половое просвещение.

VII. 4. Дифференциально-психологические аспекты психосексуального развития (половое просвещение)

Уже Стендаль, сравнивая любовь Вертера с любовью Дон-Жуана, замечал, что их спор не может быть решен, так как они слишком различны. Далекий от мысли принизить Дон-Жуана, Стендаль признает за ним целый ряд достоинств: бесст­рашие, находчивость, живость, хладнокровие, занимательность и т. д. Однако люди этого типа слишком эгоистичны. Превра­щая любовь в интригу или спорт, делая ее средством удовле­творения своего тщеславия, они уже не способны отдаваться ей сами. «Вместо того чтобы, подобно Вертеру, создавать дей­ствительность по образцу своих желаний, Дон-Жуан испыты­вает желания, не до конца удовлетворяемые холодной действительностью, как это бывает при честолюбии, скупости и других страстях. Вместо того чтобы теряться в волшебных грезах кристаллизации, он, как генерал, размышляет об успехах своих ма­невров и, короче говоря, убивает любовь вместо того, чтобы наслаждаться ею больше других, как это думает толпа»[1]. Лю­бовь Вертера, с его мечтательностью и склонностью к идеализа­ции, плохо приспособлена к прозе жизни и чревата неизбежны­ми драмами и разочарованиями. Зато «любовь в стиле Вертера открывает душу для всех искусств, для всех сладостных и ро­манических впечатлений: для лунного света, для красоты лесов, для красоты живописи — словом, для всякого чувства прекрас­ного и наслаждения им, в какой бы форме оно ни проявлялось, хотя бы одетое в грубый холст»[2]

Разумеется, таких типов не два, а гораздо больше. Но цент­ральной проблемой обычно является сочетание «секса», т. е. физического, чувственного, генитального наслаждения, и «люб­ви», т. е. тотальной человеческой близости, психологической интимности, слияния душ. У подростка эти потребности разобще­ны, у взрослого человека в идеале они сливаются. Но степень и длительность такого слияния зависят от множества условий. Подавленность эмоциональных реакций, невротизм, крайний эгоцентризм, делая человека неспособным к психологической интимности, подрывают и его шансы на успешную любовь. Серьезные трудности порождает и приверженность жестким стереотипам «маскулинности — феминннности»: мужчина, кото­рый видит в женщине только сексуальный объект (это часто со­четается с пониженным самоуважением), обычно не способен к эмоциональному самораскрытию и психологическому контакту с ней. Подготовка юношей и девушек к семейной жизни требует совершенствования системы морального воспитания и полового просвещения.

Надежды на то, что функции полового просвещения возьмет на себя семья, не оправдываются. Многие родители жалуются, что не знают, как рассказать детям о таинствах пола. Но за­частую старшие не знают также, что и когда рассказывать: собственный опыт недостаточен, а научной литературы мало. Даже там, где источников достаточно, родители все-таки укло­няются от бесед. Опросы, проводившиеся в разных странах, по­казали, что единственный эффективный канал семейного поло­вого просвещения — линия мать — дочь (информация о мен­струациях, половой гигиене и т. д.). Видимо, это не случайно. В первобытных обществах, где функции четко распределены, подготовкой подростков к половой жизни также занимались не родители, а кто-то из старших членов рода, специально обле­ченный этими обязанностями. Информация столь интимного по­рядка, если ее сообщает близкий человек, создает напряженное эмоционально-эротическое поле, в котором неловко чувствуют себя и родители, и дети. Не только родители чувствуют себя неуютно прн разговорах на половые темы, но и подростки пред­почитают получать эту информацию каким-то иным путем, бесе­да с родителями на эти темы их смущает и шокирует.

По-видимому, половым просвещением должен заниматься спе­циально обученный человек, врач или учитель, сама роль кото­рого придает беседе черты отчужденности, безличности: сооб­щается некоторая система знаний, а как ты применишь ее к себе — никто тебя не допытывает, захочешь — можешь спросить. И, конечно, необходима (и дома и в библиотеке) доступная ли­тература, которую старшеклассник мог бы прочитать сам.

Задача состоит не в том, чтобы «уберечь» юношей и девушек от сексуальности — это и невозможно, и не нужно, а в том, чтобы научить их управлять этой важной стороной обществен­ной и личной жизни. Это значит, что старшеклассники должны не только знать биологию пола, но и иметь ясные представления о социальных и психологических аспектах проблемы. Обращаясь к половозрелым юношам и девушкам, нужно апеллировать уже не к доводам наивного биологического эгоизма (смотри, не по­вреди своему здоровью!), а к взрослому чувству социальной и моральной ответственности, призывая их тщательно взвешивать серьезность своих чувств («люблю» или «нравится»), меру сво­ей социальной зрелости, трудности раннего материнства, мате­риальные и иные сложности ранних браков и т. д.

Как бы ни определять соотношение полового воспитания и полового просвещения, и то и другое должно быть подчинено ибщим целям коммунистического воспитания.

_________________________________________________________________________________

[1] Стендаль. О любви. — Собр. соч. в 15-ти т. М., Правда, 1959, т. 4, с. 566.

[2]Там же, с. 564.

половая конституция – предыдущая | следующая – мировоззренческий поиск

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым.

Яндекс.Метрика