canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Положение источника звука при стимуляции. Различное положение источника звука.

Восприятие пространства (положение источника звука)

Для различий в интенсивности, которые возникают всякий раз, когда звук идет справа или слева, имеются две причины. Прежде всего с увеличением расстояния звук ослабевает, поэтому в том ухе, которое находится дальше от источника звука, звук слабее, чем в том, которое находится ближе. Вторая причина заключается в том, что голова закрывает путь звуку к дальнему уху и уве­личивает таким образом разницу в силе звука. Разница эта увеличивается с отклонением от положения прямо перед головой и достигает наибольшей величины, когда источник звука расположен где-то на воображаемой ли­нии, проведенной через оба уха.

Итак, существуют три параметра проксимального раздражения слухового аппарата: различия во времени, фазе и интенсивности звука. Они меняются в зависимости от положения источника звука и поэтому могут использо­ваться для получения информации о его пространствен­ном расположении. Совершенно очевидно, что взрослые люди могут пользоваться и действительно пользуются всеми этими параметрами для локализации звуков (Сти­венс и Ньюмен, 1936) [3]. Теперь мы можем задать вопрос: насколько этот вывод справедлив для младенцев?

Прежде чем обратиться к экспериментальным данным, нам следует рассмотреть дополнительную проблему, свя­занную с физическим ростом ребенка. Как отмечалось выше, расстояние между ушами весьма существенно для определения различий во времени, фазе и силе звуков, соответствующих разным радиальным направлениям. Рас­стояние между ушами взрослого и младенца различно. От рождения до совершеннолетия оно увеличивается при­мерно вдвое, что имеет существенные последствия для слуховой локализации. Локализация источника звука, расположенного прямо перед головой, характеризуется нулевыми различиями во времени, фазе и интенсивности и, естественно, не зависит от этой переменной.

Знак различий в проксимальной стимуляции, опреде­ляющий положение источника звука с одной или другой стороны головы, также не меняется в процессе роста. Не­зависимо от расстояния между ушами звук справа быстрее достигнет правого уха и будет в нем более интенсивным. Точно так же звук слева раньше попадет в левое ухо и будет в нем сильнее. Однако это расстояние имеет большое влияние на величину проксимальных различий, которая позволяет точно локализовать источник звука, отклоняю­щийся от центра. Так, различие во времени достижения звуком ушей младенца будет меньше, чем у взрослого, когда источник звука расположен в одном и том же на­правлении (см. рис. 2.8).

 

Рис. 2.8. Вследствие разни­цы в величине головы различие во времени достижения звуковой волны левого и пра­вого уха у младенцев мень­ше, чем у взрослого

 

 
Какое это имеет значение для развития слуховой ло­кализации? Первое следствие состоит в том, что новорож­денный, по-видимому, не может локализовать источник звука в любом положении. Для этого младенец должен был бы быть оснащен специальными структурами, оце­нивающими дистальное местоположение на основании раз­ницы во времени и других переменных. Однако эти струк­туры по мере роста головы младенца оказались бы бес­полезными и нуждались бы в постоянной калибровке. Было бы неэкономично создавать структуры на такой ко­роткий срок. Нельзя сказать, что подобные структуры и такой путь развития невозможны, но это кажется до­вольно маловероятным. С другой стороны, очень возмож­но, что новорожденный имеет перцептивные механизмы, достаточные для определения направления источника зву­ка, расположенного прямо перед его головой. Эти меха­низмы могли бы оставаться неизменными на протяжении всего роста, так как проксимальная информация, специ­фицирующая положение прямо перед головой, не зависит от роста. Эти механизмы могут служить в любом возрасте, потому что данные, которые им надо обрабатывать (нуле­вая разница параметров стимуляции в обоих ушах), но меняются по мере роста. Из тех же самых соображений весьма вероятно, что младенец знает, когда источник звука расположен справа или слева. Качественная инфор­мация о звуке, идущем справа, или звуке, идущем слева, с ростом не меняется. Если ребенок обладает этими двумя способностями, то недостающую количественную инфор­мацию можно было бы восполнить довольно легко. Для этого процесса потребуется: 1) способность узнавать, когда звук находится прямо впереди, данная способность может быть врожденной; 2) способность определять, когда звук идет справа или слева, которая тоже может быть врож­денной; 3) способность поворачивать голову, чтобы при­вести звук, смещенный к одной из сторон, в положение прямо перед головой; 4) какой-то источник метрической информации о степени поворотов головы; 5) достаточная способность к научению, необходимая для того, чтобы связать раздражение, полученное до поворота головы, с тем поворотом головы, который переводит ее в положе­ние против источника звука. Конечно, это внушительный список способностей. Но если бы все они имелись в нали­чии, младенец мог бы калибровать положение источников звуков с помощью соответствующим образом рассчитан­ного движения головы.

звуковые колебания – предыдущая | следующая – лока­лизирующие ответы

Психическое развитие младенца. Содержание.

 

Яндекс.Метрика