Особенности конфликта тоже оказывают влияние на процесс осознания эмоций. Об этом свидетельствуют, например, эксперименты, проведенные Эпстайном и его сотрудниками (Epstein, 1962). В них изучалась, в частности, зависимость между количеством сексуальных элементов в фантазиях студентов и длительностью сексуальной депривации. Вначале не было обнаружено никакой связи между продолжительностью времени, прошедшего с момента последнего сексуального контакта, и выраженностью сексуальной тематики в задачах на фантазирование. Но это не значит, что такой связи вообще не существует, ибо когда с помощью специального вопросника были выделены подгруппа лиц, у которых сексуальные реакции сопровождались сильным чувством вины, и подгруппа лиц, у которых чувство вины не было сильным, то оказалось, что увеличение продолжительности депривации приводит в этих группах к противоположному эффекту.
Так, у лиц со слабо выраженным чувством вины вместе с увеличением продолжительности депривации увеличивалась и насыщенность фантазий сексуальным содержанием, тогда как у лиц с сильным чувством вины она уменьшалась. Это можно объяснить тем, что чем большее влияние оказывали развивающиеся сексуальные эмоции, тем сильнее действовали отрицательные эмоции, связанные с чувством вины, которые с возрастающей силой подавляли проявление сексуальных эмоций.
Аналогичные результаты были получены и Стризвером (цит. по: Epstein, 1962, с. 156), который для создания конфликта использовал внешний фактор. В первой части исследования группе молодых людей предъявляли фотографии обнаженных женщин, проецируемые в натуральную величину (якобы для того, чтобы оценить особенности телосложения по классификации Шелдона). Контрольной группе предъявлялись фотографии, не связанные с сексуальной тематикой. Во второй части исследования, которая проводилась как бы независимо от первой, испытуемым предлагался апперцептивный тест. Одна половина испытуемых каждой группы обследовалась молодым человеком, ведущим себя дружески и неофициально, а другая — женщиной среднего возраста, которая держалась строго и официально. Оказалось, что у лиц, подвергавшихся сексуальной стимуляции, количество сексуальных фантазий возрастало, но в группе, испытавшей действие сдерживающего фактора (обследованной женщиной), эта зависимость нарушалась.
Полученные результаты говорят о том, что наличие тормозящих раздражителей может подавлять процесс проникновения эмоций в сознание (их отражение в фантазиях). Правда, предметом исследования была не фантазия как таковая, а только ее внешнее проявление (рассказ), однако есть основания считать, что результаты исследования касаются внутренних процессов; если в рассказах испытуемых после сексуальной стимуляции исчезают даже те фантазии сексуального характера, которые обнаруживались до нее, то это свидетельствует о действии каких-то внутренних механизмов подавления, запускаемых тормозящим фактором. Можно предположить, что человек, у которого блокирован доступ в сознание сексуальных фантазий, не в состоянии осознать также и саму сексуальную эмоцию.
Исследуя другие эмоциональные процессы (например, гнев и страх), Эпстайн установил, что подавляющее влияние конфликта на фантазию обнаруживается и в этих случаях.
Осознание эмоционального процесса не подчиняется принципу «все или ничего». Поэтому встречаются разные степени осознанности и разные формы ее искажения. Полное осознание эмоционального процесса предполагает как исчерпывающую характеристику самой эмоции, так и понимание связей между эмоцией и вызвавшими ее факторами, с одной стороны, и между эмоцией и действиями, к которым она побуждает,— с другой. Нарушение ориентации в эмоциональных явлениях может проявляться в следующих типичных формах:
неосознавание самого факта возникновения эмоций (например, человек не замечает своего беспокойства, зарождающегося чувства и т. п.);
неправильная категоризация эмоций (человек трактует обиду как моральное возмущение или боязнь неуспеха — как отсутствие заинтересованности);
неверная интерпретация причины возникшей эмоции (например, человек считает, что его гнев вызван чьим-то недостойным поведением, тогда как в действительности он вызван тем, что ему было оказано недостаточно внимания);
неправильная интерпретация связи между эмоцией и вызванным ею поступком (так, человек считает, что наказывает ребенка «для его же пользы», тогда как в действительности делает это для того, чтобы показать свое превосходство).
В психоаналитической литературе описывается множество так называемых защитных механизмов, которые в большинстве случаев представляют собой искаженное толкование собственных эмоциональных состояний (French, 1944; Cameron, 1947; Symonds, 1946).
Подавление эмоций – Предыдущая|Следующая – Условия возникновения эмоционального процесса. Введение
Экспериментальная психология эмоций. Содержание