Яндекс.Метрика

II. 3. Социальный ряд развития (первичная социализация)

Не все просто и с работающей молодежью. Многие из тех, кто рано начинает работать, еще не завершили ни общего, ни профессионального образования и не считают свою профес­сию окончательной. Среди этой части молодежи велика теку­честь, часты нарушения трудовой дисциплины и т. д. Введение института наставников на производстве лишний раз подчерки­вает, что процесс первичной социализации не заканчивается с поступлением на работу.

Все это заставляет рассматривать социальное созревание как многомерный процесс, имеющий не один, а несколько критери­ев. Важнейшие из них — завершение образования, приобретение стабильной профессии, начало трудовой деятельности, матери­альная независимость от родителей, политическое и граждан­ское совершеннолетие, служба в армии (для мужчин), вступле­ние в брак, рождение первого ребенка.

Но и фактические сроки осуществления, и психологическая значимость этих качественно различных (в одних случаях речь идет о реальных достижениях, в других — о юридических нор­мах) процессов и событий неодинаковы в разных социальных и этнических средах. Причем эта гетерохронность, как и гетерохронность физического созревания, является не только социаль­но-групповой, но и внутриличностной. Юноша может быть до­статочно зрелым в сфере трудовой деятельности, оставаясь в то же время на подростковом уровне в сфере отношений с девуш­ками или в сфере культурных запросов, и наоборот. Соответ­ственно и подход к нему в разных сферах жизни должен быть дифференцированным.

Переход от детства к взрослости характеризуется увеличе­нием числа и расширением диапазона фактически доступных или нормативно обязательных для индивида данного возраста социальных ролей, это связано с расширением сферы его жиз­недеятельности. Начало трудовой жизни означает приобрете­ние профессиональной роли, вступление в брак — семейной и т. д. За этим количественным ростом стоят также качествен­ные сдвиги, поскольку важнейшие социальные роли существу­ют не изолированно, а в закономерной внутренней взаимосвязи. Усвоение некоторого типа ролей влечет за собой целый ряд других ролей, прав и обязанностей; так, вступление в брак не просто «прибавляет» к уже существующим ролям еще одну, но означает перестройку всей прежней ролевой структуры лич­ности.

Наконец, в процессе развития существенно меняется субъ­ективная значимость и соотношение разных ролей и связанных с ними отношений: если подросток может основывать свое са­моуважение главным образом на своем положении в компании сверстников, то у взрослого эти отношения отодвигаются на второй план, уступая ведущее место другим: общественно-про­изводственным, трудовым ролям.

Каковы же в свете всего сказанного хронологические рамки и содержание юности как фазы жизненного пути?

Переход от детства к зрелости в целом охватывает возраст от 11—12 до 23—25 лет и делится на три этапа.

Подростковый, отроческий, возраст (от 11—12 до 14—15 лет) является переходным главным образом в биологическом смыс­ле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно ко­торому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма. В социальном плане подростковая фаза — это продолжение первичной социализации. Все подростки этого возраста — школьники, они находятся на иждивении родите­лей (или государства), их ведущей деятельностью остается уче­ба. Социальный статус подростка мало чем отличается от дет­ского. Психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны максимальные диспропорции в уровне и тем­пах развития, обусловленные в значительной мере биологиче­ски. Важнейшее психологическое новообразование возраста — чувство взрослости — представляет собой главным образом но­вый уровень притязаний, предвосхищающий будущее положе­ние, которого подросток фактически еще не достиг. Отсюда — типичные возрастные конфликты и их преломление в самосо­знании подростка. В целом это период завершения детства и начала «вырастания» из него.

Юношеский возраст (от 14—15 до 18 лет) представляет собой в буквальном смысле слова «третий мир», существующий между детством и взрослостью. Биологически — это период за­вершения физического созревания. Большинство девушек и зна­чительная часть юношей вступают в него уже постпубертатными, однако на его долю выпадает задача многочисленных «до­делок» и устранение диспропорций, обусловленных неравномер­ностью созревания. К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать уже как принадлежащее к циклу взрослости.

Социальное положение юношества неоднородно. Юность — завершающий этап первичной социализации. Подавляющее большинство юношей и девушек еще учащиеся, их участие в производительном труде рассматривается не только и не столь­ко с точки зрения его экономической эффективности, сколько с точки зрения его воспитательной ценности. Работающая мо­лодежь 16—18 лет (некоторые правовые акты именуют их «под­ростками») имеет особый юридический статус и пользуется це­лым рядом льгот (сокращенный рабочий день, оплачиваемый как полный, запрещение сверхурочных и ночных работ и работы в выходные дни, отпуск продолжительностью в один календарный месяц и т. д.).

процессы социализации – предыдущая | следующая – самоопределение

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым.