canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Переключение - реорганизация всего хода переработки информации. Материал для изучения переключения.

Лобные доли и регуляция познавательной активности (переключение)

Переключение

У пациентов с поражениями лобных долей мозга нарушена “… возможность переключения от одного комплекса следов к другому. В результате процесс запо­минания и воспроизведения материала существенно нарушается “

(Лурия, 1973а, с. 206)

Переключение заключается в глобальной реорганизации всего хода пере­работки информации – от кодирования стимулов до выбора ответа. Наилучшим материалом для изучения переключения служат эксперименты с переключением задачи. Например, классический тест сохранности функций лобных долей, Висконсинский тест классификации картинок (Milner, 1964), требует смены установки и процесса переключения. В этом тесте стимулы различаются по нескольким параметрам (цвету, форме и количеству изображенных объектов), и испытуемый в каждой пробе должен определить, какой признак релевантен в данном конкретном случае. Пациенты с поражениями лобных долей мозга не в состоянии правильно переключаться на нужный параметр и персевераторно используют те же признаки, что и в предыдущих пробах. Исходя из того, что у них нарушается и выполнение задач на подбор антонимов (Owen et al., 1993), можно предположить, что лобная кора играет роль и в переключении установок. Итак, лобные больные испытывают трудности в переключении с успешно выполняемой или доминирующей деятельности на новые задачи.

Различные стропы процесса переключения исследовались с помощью нейровизуализации мозга в условиях смены установки (Allport, Styles, & Hsieh, 1994; Monsell, 1996), Например, Duncan et al. (1996) просили своих испытуемых отслеживать два потока стимульной информации (случайные последовательности букв и цифр), один из которых предъявлялся слева, а другой справа. Сначала от испытуемых требовалось называть только буквы, предъявляемые с одной стороны. Затем появлялась подсказка, которая означа­ла, что необходимо переключиться на второй ряд стимулов и называть буквы, предъявляемые с другой стороны. Лобные больные с трудом переключались с одного ряда стимулов на другой. Эксперименты по методике двойной задачи также подтверждают участие префронтальной коры в процессе переключения. D’Esposito et al. (1995) просили своих испытуемых решать две задачи – семантическую (например, называние предъявляемых овощей) и зрительно-пространетвенную (например, мысленное вращение объектов) – по отдель­ности или одновременно. С помощью фМРТ они наблюдали значительную активацию префронтальной коры в том случае, когда испытуемые выполняли две задачи одновременно. Когда испытуемые выполняли задачи по отдельности, этоq активации не отмечалось.

Что же касается памяти, то здесь большие требования к переключению предъявляют тесты на проактивную интерференцию. Проактивная интерфе­ренция проявляется в тех случаях, когда ранее выученный материал мешает усвоению новой информации. Чтобы снизить влияние проактивной интерференции, требуется перенаправить процессы поиска в памяти, переключиться от прежних устойчивых ассоциаций к новым. Такого рода задачи строятся с помощью методики парных ассоциаций. Например, Shimamura et al, (1995) просили лобных больных и здоровых испытуемых заучивать пары слов, умеренно связанных между собой по смыслу (например, ЛЕВ – ОХОТНИК). Тест заключался в предъявлении первого слова (например, ЛЕВ — ?), в ответ на которое надо было воспроизвести ассоциированное слово. После заучивания таких пар испытуемых просили заучить второй набор пар, в котором с теми же ключевыми словами ассоциировались новые ответы (например, ЛЕВ – ЦИРК). Хотя пациенты с поражениями лобных долей были в состоянии выучить первый список попарно ассоциированных слов, они испытывали значительные трудности при заучивании второго списка. Часто они воспроизводили слова из первого списка (т.е. демонстрировали персеве­рации), то есть были не в состоянии затормозить прежние ассоциации. Иными словами, лобные больные не могли в процессе научения переключиться с ранее приобретенных ассоциаций на новые. Последние исследования с использованием нейровизуализации способствовали упрочению данных о роли префронтальной коры в торможении нейронной активности при преодолении проактивной интерференции (Benson el al„ 2002).

Заключение

“… лобные доли мозга (входящие в состав третьего функционального блока) необходимы для организации интеллектуальной деятельности в целом с входящими к ее состав программированием интеллектуального акта и контролем над его выполнением.

(Лурия, 1973а, с. 320)

В модели работы мозга, разработанной А.Р. Лурия (Luria, 1966, 1973), лобные доли исполняют ведущую роль в регуляции корковой активности. Лурия описал их функционирование в терминах регуляции, в частности, тор­можения избыточной активации. Основные понятия теории динамической фильтрации – отбор, удержание, обновление и переключение – не случайно имеют ту же смысловую окраску, что и понятия, использованные А.Р. Лурия, – произвольное внимание, активация, регуляция, целенаправленная активность. Подобная близость теории динамической фильтрации (Shimamura, 2000в) к Луриевской концепции работы лобных долей мозга, безусловно, не является совпадением. Автор изложенной выше теории испытывает вечную благо­дарность за то огромное влияние, которое оказали на него гений Александра Романовича Лурия и его труды.

удержание информации – предыдущая | следующая – мозжечок

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание

 

Яндекс.Метрика