Яндекс.Метрика

Бронхиальная астма (продолжение)

Терапевтический аспект: пятиступенчатый процесс позитивной психотерапии при бронхиальной астме

Ступень 1: наблюдение/ дистанцирование

Описание случая: «Мужество принять решение»

Хорошим примером значения позитивного толкования может послужить слу­чай с 56-летней больной астмой, которая в течение 8 лет напрасно соматически лечилась от своего недуга. Пациентка за время своей болезни была обследована и лечилась в 14 клиниках. Она была сверхучтива и сдержанна. Самым главным во всем этом процессе было склонить пациентку к психотерапии. В русле позитивно­го образа действия я спросил ее, какое значение имеет для нее астма, а затем какие позитивные аспекты несет ей ее болезнь. Я предложил ей толкование, что у нее существует очень значимое отношение к своему телу: ее астму можно рассматри­вать, как способность, в конце концов, найти покой.

С этим толкованием, так же как и с историей: «Мысли — что ростки» и воз­никшими в связи с этим вопросами, она работала в течение нескольких сеансов. Чтобы для нее не было это обидным, она решила сама выяснить вторичную выгоду от своей болезни и определила свою астму, как телесную реакцию, вследствие про­фессиональных и бытовых перегрузок. Так, помимо прочего, она написала: «Мои приступы астмы требуют ухода на бюллетень. Я просто стремлюсь к покою и осво­бождению от стресса…».

Ступень 2: инвентаризация

«Life-events»: в развитии симптоматики, также в качестве микротравм, иг­рали центральную роль следующие события последних пяти лет:

1)       Самоотверженно ухаживала она за своей престарелой матерью и старалась уго­дить всем ее желаниям, хотя внутренне воспринимала это как несправедливость и скрывала агрессию и нежелание делать это (учтивость/ прямота).

2)        Другой проблемой были перегрузки на работе, которые регулярно возникали из- за того, что больная уже достаточно уставала от ухода за матерью и дополнитель­ную профессиональную нагрузку воспринимала, как несправедливую. По време­ни она была не в состоянии выполнить все возложенные на нее обязанности (трудолюбие/ деятельность, справедливость, пунктуальность).

3)        Дело дошло до того, что больная, по совету своего домашнего врача, подала прось­бу о назначении пенсии. С этого времени она перестала работать, что стало же­ланным и пугающим одновременно (тело, деятельность).

4)        Уход за матерью и профессиональные перегрузки стали причиной соци­альной изоляции (контакты).

Эти факторы носили для пациентки травмирующий характер. Усугубляемые страхом перед будущим и безнадежностью, они вызвали эмоциональное перена­пряжение с психосоматической переработкой (будущее). Можно установить тес­ную взаимосвязь в течение болезни между семейными и профессиональными пе­регрузками и расстройствами дыхания. В центре стоял конфликт учтивость — прямота на фоне проблемы справедливости.

Ступень 3: ситуативная поддержка

Позитивное толкование симптомов и обсуждение ситуации перегрузки дали больной возможность принять решение, которое она уже много лет вынашивала в себе. Она пишет:

Моим самым большим желанием было стать здоровой и жить без страха. Как Вы мне сказали, Вы подвели меня к источнику, но я все же боялась пить из него. Речь шла о реше­нии отделиться от моей матери и изменить нашу семейную обстановку. Это было достигну­то не только моим переездом из дому, чтобы жить отдельно. Я научилась видеть позитив в зависимости моей матери от меня, и вести себя, по отношению к ее претензиям, иначе, чем прежде.

На основании предшествующего лечения и тренировки релаксационными методами, дозы кортизона были значительно уменьшены.

Значение дыхания – предыдущая | следующая – Конфликт учтивость/прямота

Психосоматика и позитивная психотерапия