canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Перцептивно-моторная координация младенца. Особенности перцептивно-моторной координации.

Восприятие удаленности (перцептивно-моторная координация)

Если она справедлива, это поведение должно исчезать в отсутствие взрослых и появляться вновь, когда внима­тельные взрослые находятся рядом. Если младенец мо­жет дотянуться до предмета, поведение, связанное с про­тягиванием руки, будет совсем иным. Примеры этих двух различных форм поведения показаны на рис. 4.18.

 

 

 

 

 

 

Рис. 4.18. (А) Младенец, дотягивающийся до предмета, который находится в пределах его досягаемости. (Б) Младенец, «тянущийся» за предметом вне пределов досягаемости.

Если это рассуждение правильно, эксперимент Круикшанк отнюдь не доказал, что у шестимесячных младенцев нет точных перцептивно-моторных схем действия. К тому же другие исследователи обнаружили, что в этом возрасте дотягивание до доступных младенцу предметов осуществ­ляется достаточно точно (Уайт и др., 1964; Альт, Триварзен и Ингерсол, 1973). Таким образом, мы можем сделать предварительный вывод о том, что перцептивно-моторная координация в этом возрасте уже существует. Это, конечно, ничего не говорит нам о том, как такая коорди­нация возникла. Мы лишь утверждаем, что для изучения ее становления следует обратиться к исследованию мла­денцев более раннего возраста.

Бауэр (1972) изучал дотягивания у младенцев на вто­рой неделе жизни. Он показывал младенцам два объек­та — один из них на границе зоны досягаемости, а дру­гой — на расстоянии вдвое большем. Близкий объект вы­зывал примерно в два раза больше протягиваний руки, чем далекий, что свидетельствует о некотором различении удаленностей. Однако, кроме частоты, эти реакции ничем другим не отличались. Учитывая обсуждение результатов эксперимента Круикшанк, мы, по-видимому, должны сделать вывод, что младенцы пытались дотянуться до далекого объекта и, следовательно, точные перцептивно- моторные координации еще не сформировались. Данные о периоде между двумя неделями и шестью месяцами пол­ностью отсутствуют. Мы просто не знаем, когда дотяги­вание становится точным, поскольку пока еще не были проведены соответствующие исследования.

В связи с этим экспериментом следует сделать несколько замечаний. Прежде всего дети дотягивались до объек­тов. Так как ни они сами, ни объекты не двигались и ни­какой информации об оптическом расширении не было, должны были бы быть какие-то другие признаки, специ­фицирующие удаленность, на которые и отвечал младе­нец. Наиболее вероятными переменными такого рода могли быть параллакс движения и бинокулярный параллакс.

Бауэр, Броутон и Мор (1970б) провели эксперимент, в котором младенцам был доступен только бинокулярный параллакс. Схема применявщегося в эксперименте уст­ройства показана на рис. 4.19. Все исследовавшиеся дети, возраст которых был равен одной-полутора неделям, пы­тались дотянуться до неосязаемого, созданного стереоско­пическим эффектом иллюзорного объекта. Это показывает, что уже в столь раннем возрасте бинокулярный параллакс, специфицирует удаленность объектов. Таким образом, есть по крайней мере две переменные, которые определяют восприятие удаленности предметов у совсем маленьких детей — бинокулярный параллакс и оптический градиент расширения.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4.19. Схематическое изображение устройства для создания мни­мых предметов. Неосязаемый объект может быть создан с помощью теневого ящика, в котором два противоположным образом поляри­зованных пучка света отбрасывают двойную тень предмета на ма­товый полупрозрачный экран. Младенец видит двойные тени через очки с поляризующими свет стеклами, которые позволяют видеть каждым глазом только одну тень. Врожденные процессы биноку­лярного стереовосприятия объединяют эту монокулярную инфор­мацию таким образом, что младенец начинает видеть трехмерный телесный объект, расположенный перед плоскостью экрана (Из: Баyap, Броутон и Мор, 1970 б).

Другая особенность этого эксперимента служит ука­занием на то, каким образом развертывается восприятие абсолютной удаленности. Все дети были удивлены и обес­покоены, когда их руки достигали местоположения иллю­зорного предмета и, разумеется, ничего там не находили [13]. Это беспокойство было значительно более выражен­ным, чем то, которое наблюдалось в эксперименте Бауэра (1972), где младенцы не могли дотянуться до объектом, поскольку объекты были вне пределов досягаемости. Кро­ме того, если в ситуации предъявления объектов на слиш­ком большом расстоянии от младенца частота попыток дотя­гивания снижалась, то в эксперименте с мнимым стереоско­пическим объектом она оставалась на постоянном доста­точно высоком уровне. Это можно было бы считать при­знаком того, что в первом случае младенцы знают причину своих неудач, знают, что их руки не дотянулись до того места, где находится объект. В ситуации с мнимым объектом дети знают, что их руки достигли местоположения объекта, поэтому они не могут понять причину своих неудач. Если младенцы способны обнаружить совпадение положения руки и предмета, они, очевидно, могут обнаруживать ошибки и, следовательно, исправлять их. Этот способ исправления ошибок мог бы привести к появлению со­вершенно точного поведения без какой-либо калибровки перцептивной или моторной системы. Каждая из этих систем оставалась бы ошибочной и неточной, что, однако, никак бы не влияло на точность выполнения поведен­ческих задач. Естественным условием этого является механизм обнаружения и исправления ошибок, о существовании которого свидетельствуют два эти эксперимента.

Очень похожая на нашу гипотеза была разработана Холдом, который выполнил серию блестящих эксперимен­тов, направленных на демонстрацию ее правомерности (Хелд и Хайн, 1963; Хелд и Боссом, 1903; Хелд и Бауар,  1966). Если корректирующий ошибки механизм действительно функционирует у младенцев, то тогда проблема абсолютного восприятия пространства вообще перестает бьтть проблемой. Механизмы, чувствительные к биноку­лярному параллаксу, параллаксу движения и оптичес­кому градиенту расширения, могут очень точно опреде­лять относительное положение объектов уже в самом раннем возрасте. Процессы приспособления обеспечивают переход от точной относительной оценки положения объек­тов к точному пространственному поведению, для этого только нужно, чтобы используемый эффектор (скажем, рука) был виден в том же зрительном поле, что и объект, к которому он направлен. Хелд провел многочисленные эксперименты, чтобы доказать роль зрительного восприя­тия аффекторных органов для развития точного прост­ранственного поведения (абсолютного восприятия прост­ранства) у кошек н собак [1]. Хотя повторение эксперимен­тов Хелда на людях не представляется возможным, нет оснований сомневаться в том, что они дали бы похожие результаты. Фактором, который делает необходимым су­ществование корректирующего механизма, является рост, а люди растут больше, чем кошки или обезьяны. Таким образом, у них есть даже большая потребность в коррек­тирующем механизме, который мог бы позволить компен­сировать изменения, вызываемые ростом.

Механизм такого же рода мог бы также использоваться для приспособления восприятия радиального положения. Неподвижный ребенок, не уверенный в точном положении объекта относительно направления прямо перед головой, тем не менее мог бы точно протянуть руку к объекту, если бы он был способен использовать совместное видение руки и объекта в качестве исправляющего ошибку сигнала. Есть доказательства, что младенцы могут делать и дей­ствительно делают такие исправления. Однако, как мы увидим в гл. VI, развитие подобных коррекций представ­ляет сабой очень сложный и длительный процесс.

___________________________________________________________________________________

[1] Р. Д. Уок сообщил о результатах, свидетельствующих о том, что видение руки не является необходимый для восприятия абсо­лютной удаленности в ходе дотягивания у обезян — по крайней мере если рассматривать самые верные попытки дотягивания. Это ставит вопрос о возможности того, что процесс приспособления к росту первоначально генетически запрограммирован. Однако по отношению к большей части постнатального развития такая гипотеза представляется маловероятной, ибо эти процессы нахо­дятся под явным контролем событий в окружающей среде.

до­тягивание – предыдущая | следующая – перцептивная ор­ганизация

Психическое развитие младенца. Содержание.

Яндекс.Метрика