Яндекс.Метрика

Глава пятая

Восприятие предметов.

Почему мы воспринимаем вещи, а не про­межутки между ними? Законы перцептив­ной организации. Правомерность этих законов. Их полезность в младенчестве. Ограниченность законов перцептивной ор­ганизации. Восприятие предметов. Фе­номенальная реальность. Осязаемость. “Схватываемость”.  Зрительная оценка тактильных качеств. Дифференциация модальностей по мере развития восприя­тия предметов. Различение реальных предметов и изображений. Слуховое вос­приятие предметов. Зрительно-слухо­вая координация. Дифференциация слуха от зрения и осязаемый размер предмета как интермодальная переменная. Кон­стантность величины. Восприятие уда­ленности и наклона. Переработка инфор­мации в младенчестве.

До сих пор мы говорили о предметах как о некоторых нощах, расположенных в пространстве. Мы рассмотрели данные о том, как ребенок приходит к локализации пред­метов в пространстве, но пока не касались того, как ребе­нок начинает воспринимать сами предметы. Это отнюдь не бессмысленный вопрос. Необходимо разрешить очень сложную проблему, связанную с вопросом о том, почему мы видим вещи, а не промежутки между ними. Рис. 5.1 хорошо иллюстрирует суть этой проблемы. Когда мы смот­рим на изображенные фигуры, их части видятся нами то как предметы, то как промежутки между ними. Почему же мы не делаем таких ошибок в нашей повседневной жизни? Что позволяет нам утверждать, что вещи — это вещи, а пустота между ними и на самом деле пустота? Гештальтпсихологи разработали набор правил, которыми, по всей видимости, пользуются взрослые для того, чтобы выделить предметы в некотором множестве раздражителей.

 

 

 

 

 

 

 

Рис 5.1. Восприятие того, что изображено на таких рисунках, пос­тоянно меняется.

(Л) «Солнце и Луна» М. К. Эшера (1961). Мы видим белых птиц то как птиц, то как светлые промежутки между серыми птицами. В на­шем восприятии они поочередно становятся объектом пли фоном. (Из коллекции С. Roosevelt, Washington, D. С.)

(В) Аналогично и эта фигура воспринимается то как белый крест на черном фоне, то как черный крест на светлом фоне.

В расцвете гештальтпсихологии таких правил насчиты­валось более ста (Хелсон, 1933), но большинство из них имеет второстепенное значение. Есть три основных правила, иногда называемые за­конами перцептивной организации, в которых как част­ные случаи содержатся все остальные. Это правила общей судьбы, хорошего продолжения и близости. Правило об­щей судьбы утверждает, что любое множество элементов, движущееся с одинаковой скоростью и по одной и той же траектории, воспринимается как внешние края одного движущегося предмета (рис. 5.2А). Данное правило при­менимо и в том случае, когда поле содержит лишь непод­вижные элементы, но зато движется наблюдатель (см. рис. 5.2Б). Правило общей судьбы не применимо, когда неподвижный наблюдатель смотрит на неподвижные эле­менты. Правила хорошего продолжения и близости, на­против, эффективны и в тех случаях, когда наблюдатель и элементы зрительного поля стационарны. Согласно прин­ципу хорошего продолжения, контуры, описываемые од­ним и тем же уравнением в некоторой системе координат, воспринимаются как контуры одного предмета. На самом деле действие этого правила требует учета ряда других более сложных факторов. Как следует из рис. 5.3, необ­ходимым предварительным условием применения правила хорошего продолжения является локализация объектов в третьем измерении. Эти ограничения не распространяются на правило близости, согласно которому в любом стимульном поле, содержащем более двух контуров, расположен­ные наиболее близко друг к другу контуры будут воспри­ниматься как контур одного целого. Ряд примеров эффек­тивности этого правила приведен на рис. 5.4.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5.2. Правило общей судьбы.

(А) Когда линии совместно движутся по общей траектории и зани­мают новое положение, они воспринимаются как внешние границы сдвинувшегося влево объекта.

(Б) Когда движется наблюдатель, положение контуров в его поле зрения меняется. Если он движется вправо, контуры сдвигаются влево. Правило общей судьбы действует и в этой ситуации, вслед­ствие чего контуры воспринимаются как единый объект.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5.3. Взрослые воспринимают эту фигуру как сплошной треуголь­ник только в том случае, если руч­ка или какой-либо аналогичный пред­мет кладется сверху на разрывы кон­тура. Ручка скрывает информацию о том, что треугольник неполон, позво­ляя действовать правилу хорошего продолжения.

 

 

 

 

 

Рис. 5.4. Правило близости.

 

 

 

Рис. 5.5. Цифры внутри серых прямоугольников означают число случаев, в которых, как показывает эксперимент Брунсвика, применение правила близости вело к ошибочным предсказаниям.

перцептивно-моторная координация – предыдущая | следующая – целост­ные конфигурации

Психическое развитие младенца. Содержание.