IV. Специальные проблемы медицинской психологии (продолжение)

Болезни горла. Внимательному практическому врачу известны «экзаменационные, обручальные и свадебные» ангины. Болезнь здесь является выходом из нежелательной ситуации. Блиц опубликовал монографию о психогенной ангине. И наоборот, ангины вызывают психические отклонения, особенно у детей. Известны также затруднения глотания психогенного происхождения (дисфагия, спазмы пищевода).

Болезни носа. При хронических заболеваниях носа, таких, как полипы, вегетации, насморк, возникают головные боли, щекотание, жжение в носу и непроходимость носовых ходов. Это приводит к нарушению
концентрации внимания – aprosexia nasalis.

Фониатрия. Онтогенетически голос старше, чем речь. Он в большей степени связан с эмоциональными явлениями и в меньшей степени подлежит кортикальному контролю (205). Он исполняет роль тонкого индикатора эмоциональных отклонений («у него задрожал голос»). Например после психического стресса может наступить психогенная афония – потеря голоса. При афонии и дисфонии рекомендуют применять метод двух путей: фониатрические упражнения с релаксационными упражнениями, как например, аутогенная тренировка, а другой путь – более глубокая психотерапия, направленная на выяснение личных проблем и взглядов. Такую методику целесообразно применять при расстройствах речи в первую очередь при заикании, в развитии которого в большей или меньшей мере принимает участие психогения.

Педиатрия

Психогенные расстройства у детей наблюдаются чаще, чем у взрослых, и имеют более бурный соматический характер, обусловленный еще несовершенной центральной нервной регуляцией вегетативных функции. Известна психогенная рвота у детей, возникающая чаще всего по утрам из- за страха перед школой; психогенные поносы при психическом напряжении и страхе; приступы затруднения дыхания, которые составляют проблемы при дифференциальном диагнозе бронхиальной астмы или тетании.  Следует думать об условнорефлекторном механизме фиксации некоторых симптомов, например, сохраняющийся кашель, в течение длительного времени после выздоровления от коклюша. Иногда выраженное усиление кашля можно наблюдать при обычном бронхите в тех случаяx, когда ребенок словами или каким-нибудь другим способом не мо­жет проявить свое упрямство и недовольство, усиленный кашель здесь является выражением протеста. Но у взрослых такое явление имеет cкорее сознательную сторону.

Психологически сложным вопросом в педиатрии является требование соответствующего и дифференцированного подхода к детям различ­ных возрастных групп. Хороший педиатр превосходно владеет целой шкалой словесных и мимических выражений, с помощью которых с уме­нием приближается к степени реактивности и контакта больных детей. Педиатр, у которого имеются свои дети, находится в более выгодном положении, так как он может воспользоваться уже проверенным опы­том. Возраст ребенка не является надежным индикатором, показыва­ющим, на каком уровне следует персоналу обращаться с данным боль­ным. Имеется определенный процент слабоумных детей, большое коли­чество умственно ограниченных, далее есть дети, отставшие в развитии, но которые со временем наверстают это отставание, и дети с ускорен­ным развитием, которое часто впоследствии замедляется и тем самым выравнивается с развитием других детей.

Задачей педиатра и его сотрудников является воспитание детей здо­ровыми, с определенными навыками умственной и физической гигиены; и делать это необходимо не путем деклараций и словесных призывов, а созданием и закреплением соответствующих навыков. Там, где об этом забывают, наблюдается регресс и госпитализм. Нелегко добиться в этом направлении совместной работы с родителями, которые часто по отношению к больному ребенку занимают позиции слепой, неразумной заботы и тем самым усиливают в ребенке пассивность и ощущение бес­помощности и зависимости.

Иногда ребенок поступает в медицинское учреждение с нарушением поведения, а иногда даже с правонарушениями, которые иногда способ­ствовали заболеванию (охлаждение, воспаления, кожные болезни, травмы), что часто затрудняет оказание эффективной лечебной помощи. Не­дисциплинированный упрямый ребенок с реакциями протеста не помогает в лечении, а иногда своей «храбростью» и «оригинальностью» им­понирует другим детям до такой степени, что они начинают брать с него пример.

Детские травмы до определенной степени бывают обусловлены пси­хологически. Естественная эмоциональная и волевая лабильность про­является в виде непоседливости и взбалмошности. Ребенок, особенно в более младшем возрасте, не способен в связи с недостатком опыта от­личить опасные элементы в определенной ситуации, например, неустой­чивость опоры при лазании, скользкость почвы, опасность предметов, которыми он бросается в других, не различает угрожающие элементы, в ситуации на дороге, когда его внимание больше привлекает к себе пе­ребегающий через улицу приятель, чем тихо приближающийся легковой автомобиль. Иногда имеет место враждебное и упрямое отношение де­тей к взрослым: ребенок проявляет действительное или притворное стремление поставить под угрозу водителя машины, бросая камни или создавая ему неожиданные препятствия во время езды. Если у шофера есть время, то не повредит, если он незаметно вернется и вступит в кон­такт с маленьким хулиганом таким образом, чтобы объяснить ему, что такое поведение опасно и для него. Другим мотивом такого рискованного поведения детей может быть желание выглядеть перед своими друзья­ми «героем». Ребенок не уступает дороги приближающемуся автомоби­лю до последнего момента, чтобы доказать, что он не боится опасности.

зрение – предыдущая | следующая – детский коллектив