canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Патология речи - нарушение речи. Афазия - патология речи.

Часть I. Речь и афазия

Глава 1. Психология речи

Устная экспрессивная речь

Речь является сложным психическим процессом, имеющим много различных аспектов изучения. Чтобы кратко проанализировать лишь некоторые стороны речи, знание которых необходимо для полноты и точности понимания такой сложной патологии речи, какой является афазия, следует рассмотреть:

1) место и роль речи в психической сфере;

2) связь речи с психическими процессами;

3) функции речи;

4) ее материальную сторону;

5) ее психофизиологическую и мозговую основы;

6) психологическую структуру порождения высказывания и, наконец,

7) виды и формы речи.

Речь является одной из самых сложных форм высших психических функций. Ее характеризуют подвижность, многозначность и связь со всеми другими психическими функциями. Речь является главным фактором опосредования, т. е. ни одна сколько-нибудь сложная форма психической деятельности человека не формируется и не реализуется без прямого или косвенного участия речи. Для полноты характеристики и определения ее места в психической сфере человека необходимо различать по крайней мере две роли, которые выполняет речь: речь как собственно психический процесс, включающийся в реализацию психической деятельности человека наряду и вместе с другими психическими процессами, и речь как процесс, организующий и связывающий Другие психические процессы.

Возникновение речи существенным образом перестраивает всю психическую сферу человека. Такие процессы, как восприятие, память, мышление, произвольное внимание, формируются только при участии речи и опосредованы ею.

Многие и более простые психические функции, такие как звуковысотный слух, также формируются под влиянием речи.

Приводя к перестройке всех особенностей мышления, памяти и других психических функций, писал выдающийся советский психолог Л. С. Выготский, речь становится универсальным средством воздействия на мир, «… вместе со словом в сознание человека вносится новый modus operandi, новый способ действия» (Выготский, 1960. С. 371). Современная психология рассматривает речь как средство общения, т. е. как сложную и специфически организованную форму сознательной деятельности, в которой участвуют два субъекта — формирующий высказывание и воспринимающий его (Лурия, 1975). Речь является не только средством и формой общения, но и орудием мышления и средством организации и регуляции психических процессов человека.

Речь тесно связана с мышлением. Известно, что эти процессы едины, но не тождественны. Единицы, в которых осуществляются мышление и речь, — разные. Однако они едины, и их сложное единство проявляется наиболее всего в значении слова. Вот почему «…значение слова оказывается одновременно речевым и интеллектуальным феноменом» (Выготский, 1956. С. 322).

Речь принимает участие в практическом, наглядном и абстрактном мышлении, вычленяя существенные признаки воспринимаемых явлений, ситуаций, и отвлекает от несущественных. Существенные же признаки слово обобщает, вводя тем самым этот предмет (явление, действие и т. д.) в определенную категорию. Само же оно в этом случае становится словом-наименованием, т. е. несет уже обозначающую функцию.

Слово выражает обобщение, поскольку является формой существования понятия, формой существования мысли и средством ее формирования и выражения. Но мысль не только выражается в слове, но и совершается в нем (Выготский, 1956). Все это делает речь не только способом общения друг с другом, но и способом формирования и реализации мышления, познавательной деятельности, способом хранения общечеловеческого социального опыта. Далее, отвлекая от несущественных признаков, слово позволяет раскрыть общий и обобщенный смысл или значение вещи, позволяет выйти за пределы непосредственного восприятия и тем самым удваивает мир, т. е. человек благодаря слову может вызывать образ того предмета (явления, действия, целой ситуации), которого нет в настоящее время в актуальном восприятии человека, слово может вызвать в воображении человека образы-представления, причем разной модальности (зрительной, слуховой, тактильной). Таким образом, благодаря речи, языку человек может вызвать по слову образ предмета и оперировать с ним.

Афазиологу, клиницисту, изучающему афазию, и практикам — логопедам и нейропсихологам — необходимы знания о тесном взаимодействии слова и предметного образа-представления с другими психическими процессами, явлениями и т. д., чтобы не впасть в ошибочное представление об афазии, которое имеет место в некоторых современных исследованиях, как чисто языковом дефекте.

В современной психологии связи речи с образами-представлениями уделяется значительное внимание. Еще Л. С. Выготский писал, что всякое слово имеет первоначальное представление, или образ, и рост словаря ребенка прямо связан с образованием многочисленных и многообразных связей между образами предметов (явлений, объектов) и словами, их обозначающими. Исследования А. Р. Лурии, Б. Г. Ананьева, Г. Л. Розенгард-Пупко и др. также показали, что на ранних этапах формирования речи существенная роль принадлежит процессам восприятия и образам-представлениям. У взрослого человека эта взаимосвязь речи и предметных образов-представлений хотя и проявляет себя в меньшей степени, но все же имеет место. С. Л. Рубинштейн считал, что слово является отражением предмета и их связь опосредована либо через обобщенное содержание слова, через понятие, либо через образ. Широко известны работы, в которых указывается на значительную роль образов-представлений, т. е. чувственной основы в понимании речи {Катеров, 1972; Лурия, 1969; Цветкова, 1972а, в, 1975). Так, в работе М. Г. Каспаровой была экспериментально показана значительная роль предметных образов в понимании иностранной речи — недостаточность визуализации речи, т. е. возникновения нужных образов-представлений, ведет к дефициту понимания речи. Н. И. Жинкин считает, что понимание речи представляет собой перевод с «натурального языка» на язык образов. Мысль о связи слов с предметными образами высказывают также Р. Клацки, A. Paivio, G. Miller и другие исследователи.

Эти представления о тесной связи слова с его чувственной основой — предметными образами — получили подтверждение и в наших собственных исследованиях по афазии, в которых была обнаружена связь нарушения речи при некоторых формах афазии с дефектами в сфере образов-представлений.

 

– предыдущая  | следующая – функции речи

    Содержание

Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.

Яндекс.Метрика