тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

Глава 6. Проективные методы (продолжение)

Изучение этого аспекта ответов по Роршаху может пролить дополнительный свет на диагностические возможности метода. Возможно, «интуитивный» малоформализованный подход неко­торых клиницистов частично основан на неосознанном учете такого частотного своеобразия. Нами созданы специальные таблицы, диагностическая суть которых заключается в следую­щем — более вероятно, что больной будет чаще выбирать те образы, которые особенно типичны для той диагностической группы, к которой он принадлежит, и, наоборот, он обычно из­бегает те образы, которые очень редки в этой группе. Про­иллюстрируем суть этого подхода на приведенных выше примерах. Вероятность увидеть на карте II в ее поперечном поло­жении «животного» при шизофрении равна 0,06 (т. е. соот­ветствует частоте 6 %), а при неврозах — 0,24; вероятность увидеть на карте III в ее перевернутом положении «насекомое» при шизофрении равна 0,09, а при неврозах — 0,24. Если боль­ной на карте II видит «животное», а па карте III — «насекомое», т. е. избирает образы, чаще встречаемые при неврозах, то бо­лее вероятно, что он страдает неврозом, а не шизофренией. Этот подход пока представляется механистическим, но по своей сути апеллирует к глубинным образным структурам, возможно, составляющим субъективную основу перцептивного взаимодей­ствия со средой; поскольку в целом карты плохо приспособлены к подобному анализу, предлагаемый подход является дополни­тельным к основному анализу по Роршаху. Вместе с тем в нем находит частичное воплощение одна из основных современных тенденций развития метода Роршаха — объединение структурно-формального и содержательного подходов.

Психолог может выбрать различный план анализа и интер­претации данных, полученных проективными и пепроективиыми методами в зависимости от теоретических позиций, которых он придерживается, или разработать свой метод анализа. Он мо­жет пользоваться различными системами, даже если авторы метода руководствовались психоаналитическими принципами, так как сами по себе проективные методы позволяют лишь получить сведения от испытуемого и отметить его реакции, свя­занные с действием объективных раздражителей. Применение этих методов вовсе не преследует целей заменить врача или психолога и методы клинической диагностики. Если этими ме­тодами пользуются специалисты, имеющие клинический опыт и достаточную натренированность в их применении, они могут получить ценные ориентировочные сведения. Более полные дан­ные могут оказаться в руках клинициста, если он будет поль­зоваться одновременно и другими методами, направленными на изучение личности. Все ответы должны анализироваться с уче­том индивидуального опыта человека, зависящего от пола, возраста, образования, уровня интеллекта, культурных и об­щественно-политических условий страны, в которых живет ис­пытуемый. В отношении достоверности данных, получаемых при использовании проективных методов, следует учитывать, что они являются преимущественно эвристическими. Они позво­ляют представить, как испытуемый, вероятно, действовал бы при подобных обстоятельствах, или то, что от него можно было бы ожидать (это он знает или так думает) в таких ситуациях. Используя такую гипотезу, психолог может проверить ее дру­гими методами клинического и экспериментально-психологиче­ского исследования. В связи с вопросом о стандартизации опи­сываемых методов исследования надо отметить, что массовая ориентировочная типизация нужна, но осуществима только приусловии использования экономичных приемов. Когда жизнь ста­вит перед психологией задачи массового ориентировочного ис­следования, для решения этих задач может быть применен стан­дартизованный метод, но он оказывается недостаточным при изучении индивидуальных случаев. Хотя стандартизация яв­ляется важной при оценке полученных данных, по она не всегда может быть применена к экспериментальным приемам иссле­дования личности, в особенности при пользовании проектив­ными методами. Многими исследователями подчеркивается, что стандартизация не может быть применена к проективным ме­тодам потому, что показания больных больше оцениваются и классифицируются, чем измеряются, и потому, что их трудно стандартизировать. При изучении личности необходимо глубо­кое исследование. Поэтому симптоматическая диагностика с по­мощью описанных методов должна дополняться патогенетиче­ской. Правильный диагноз личности может быть осуществлен только па основе синтеза симптоматических данных с патогене­тическими. Такой синтез является и основой прогноза, и осно­вой практических рекомендаций. Патогенетический анализ пред­полагает знание анамнеза и в индивидуальном плане требует углубленной экспериментальной беседы с больным. Рассмот­ренные здесь методы с успехом применяются в ряде психоло­гических лабораторий пашей страны. Важно, чтобы использо­вались приемлемые варианты их адаптации и модификаций и давалась интерпретация с позиций материалистической психоло­гии. Необходимо также, чтобы были определены формы и гра­ницы их обоснованного применения, и тогда они займут свое место в ряду других экспериментально-психологических при­емов для исследования личности. Эти методы позволяют по­дойти к ориентировке в сложных свойствах личности, с трудом поддающихся точному исследованию. Отрицать их, однако, было бы так же ошибочно, как и отрицать некоторые лабора­торные методы по мотивам их элементарности. Лабораторные методы уступают проективным в смысле глубины и полноты охвата личности и ее актуальных проблем, но превосходят их с аналитически-методической точки зрения. В сложной про­блеме исследования личности на современном уровне каждый из психологических методов имеет свои преимущества и недо­статки. Задача психолога-исследователя и психолога-прак­тика— в умелом комбинировании их сообразно целям иссле­дования.

Р-ответы – предыдущая | следующая – тест интеллекта WAIS

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание