canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Параметры наблюдения за аутичным ребенком. Опорные пункты в наблюдении за аутичным ребенком

Параметры наблюдения за аутичным ребенком

Вместе с тем следует подчеркнуть, что экспериментально-психологическое обследование аутичного ребенка носит вспомогательный характер, а главным диагностическим инструментом должно быть наблюдение за ребенком в свободной игре и в процессе психокоррекционных воздействий.

Среди основных параметров наблюдения следует выделить:

1)  эмоционально-поведенческие особенности ребенка, включающие в себя особенности контакта, активность, особенности эмоционального тонуса, адекватность поведения;

2)  особенности работоспособности: динамику продуктивности ребенка в процессе занятий; истощаемость; переключаемость внимания;

3)  специфику развития познавательных процессов: особенности ориентировочно-исследовательской деятельности, понимание обращенной речи и использование речи, особенности целенаправленности деятельности.

Нами были разработаны дифференцированные оценки этих параметров в процессе наблюдения за ребенком. Диапазон оценок — от 0 до 3 баллов:

0 баллов — функция отсутствует;

1 балл — слабо выражена;

2 балла — выражена, но с искажением;

3 балла — четко проявляется, но наблюдаются некоторые проблемы;

4 балла — четко проявляется, без дополнительных проблем.

Таблица 14 Параметры наблюдений за ребенком с аутизмом в процессе коррекции и их оценка

Блок 1. Эмоцинально-поведенческие особенности
1.Контакт
Оценки 

 

 

 

0 Контакт полностью отсутствует
1 Контакт возможен при глубокой заинтересованности ребенка (например, чтобы получить игрушку, ребенок берет психолога за руку)
2 Контакт избирательный и неустойчивый (например, ребенок вступает в контакт только в присутствии матери; уходит от контакта, когда его о чем-то просит психолог)
3 Контакт возможен, но его интенсивность и длительность зависят от настроения и состояния ребенка
2. Активность
Оценки 

 

 

 

0 Отсутствует интерес к занятию. Стереотипии, погруженность в себя
1 Избирательная активность (например/увидев «любимые игрушки», ребенок проявляет активность, стереотипно с ними манипулирует)
2 Демонстрирует интерес к беседе родителей с психологом. Проявляет интерес к игрушкам, манипулирует с ними, но быстро пресыщается, переключается на другие задания
3 Проявляет интерес к занятию, но тревожен, напряжен, чувствителен к тону, вопросу
3. Эмоциональный тонус и эмоциональные проявления
Оценки 

 

 

 

0 Недифференцированное отношение к различным ситуациям. Неадекватные эмоции: стойкий негативизм, эффективность, лабильность и пр. Возможны аутоагрессивные реакции
1 Избирательное отношение к ситуации, но с выраженным проявлением негативизма, аффективные реакции при изменении ситуации
2 Напряженность в процессе общения и деятельности, страхи, возможны бурные аффективные проявления при неудовлетворении потребности
3 Осторожность, повышенная тормозимость или, наоборот, повышенная расторможенность, возбудимость. При неудачах может проявлять обидчивость, эффективность
4. Поведение
Оценки 

 

 

 

0 Преимущественно полевое поведение без признаков критичности
1 Частое проявление эффективности (немотивированные крики, двигательное беспокойство). На замечание не реагирует
2 На замечание реагирует, но проявляет напряженность, страх, двигательное беспокойство
3 Чувствителен к оценкам и мнениям окружающих. Напрягается при замечаниях. На поощрение реагирует без выраженных эмоциональных проявлений
Блок II. Особенности работоспособности
1. Динамика проуктивности ребенка в процессе занятий
Оценки 

 

 

 

0 Отсутствует. Ребенок может быть сосредоточен на каком-то аффективно значимом действии (например, раскачивании, прыжках, постукиваниях). Или, наоборот, проявляет импульсивность, несдержанность, нецеленаправленно хватает предметы
1 Неупорядоченная, хаотичная деятельность в процессе занятий. Недлительное сосредоточение на инструкции психолога
2 Замедленный или, наоборот, излишне ускоренный темп при выполнении отдельных заданий
3 Вначале занятий темп может быть замедленный, но постепенно увеличивается. Или, наоборот, вначале наблюдается ускоренный темп, который к концу цикла занятий нормализуется
2. Переключаемость и устойчивость внимания
Оценки 

 

 

 

0 Слабая. Склонность к застреванию при выполнении аффективно значимых заданий
1 Наблюдается склонность к застреванию на предыдущих действиях, но способен к переключению внимания при значимом задании
2 Способен к переключению, но наблюдается застревание на предыдущих действиях
3 Выраженных признаков инерции не прослеживается
Блок III. Особенности познавательной деятельности
1. Ориентировочная деятельность
Оценки 

 

 

 

0 Выраженная псевдоактивность при полном отсутствии осмысленного анализа объекта. Сниженная активность при поиске объекта
1 Ослабленная направленность на объекты, примитивные, стереотипные манипуляции с игрушками с использованием обнюхивания, облизывания, подкидывания и других действий
2 Проявляет интерес к объектам, предварительно разглядывает их, но направленность поиска недостаточна
3 Активные целенаправленные манипуляции с предметами
2. Речевая деятельность. Экспрессивная речь
Оценки 

 

 

 

0 Полное отсутствие внешней речи. На высоте аффекта произносит звукосочетания, редкие слова или фразы
1 Имеется набор коротких стереотипных фраз. Наблюдаются эхолалии. Не пересказывает даже короткий текст. Отсутствуют развернутые фразы
2 Развернутая речь, но практически недоступен диалог
3 Развернутая речь, встречаются речевые штампы, голос маловыразительный. Могут наблюдаться эхолалии
3. Целенаправленные действия
Оценки 

 

 

 

0 Отсутствуют
1 Слабо реагирует на инструкцию психолога. Уходит от задания, но может вернуться и повторить действие
2 Реагирует на инструкцию, но может заниматься другими предметами, которые аффективно значимы, или повторять аффективно значимые фразы и слова (например, «пожар», «горшок» и пр.), что снижает эффективность целенаправленных действий
3 Действия целенаправленны. Может проявлять тревожность, страхи, что отражается на темпе выполнения заданий

 Экстенсивные  интенсивные методы диагностики – предыдущая  | следующая –  Блоки психологической коррекции

ОГЛАВЛЕНИЕ 

консультация психолога детям, подросткам, взрослым

Яндекс.Метрика