Свое отвергание ребенка, являвшегося плодом насилия со стороны представителя презираемого национального меньшинства, мать компенсирует железной дисциплиной, которая должна сделать из досадного позорного пятна «что-то лучшее», а ей принести лавры совершенной матери. На психосоматический протест ребенка в форме анорексии она отвечала побоями; она безучастна к его ярости и беспомощности в отношениях с отчимом, появляющимся на сцене в эдипальный период развития. Она предает сына в отношениях с отчимом, никогда не оказывая ему защиты. Лишь обмороки ребенка приносят ему некоторую заботу. Позже мать позволяет отчиму выгнать сына из дома. Его депрессия и его протест остаются незамеченными, но органическое заболевание обеспечивает сохранение хрупкого равновесия патогенного симбиоза еще на два года. Единственная связь матери с ребенком, в которой та заинтересована, – его социальный успех вместо позора, связанного с внебрачным ребенком, от чего она хотела уйти путем суицида. Сын, в конце концов, должен принести ей всеобщее уважение.
Гиперадаптированная вовне, мать испытывает двойное напряжение, которое сообщает ребенку, не обеспечивая ему какой-либо защитной функции. С одной стороны, он должен своим успехом смыть и компенсировать ее позор, с другой, в течение первых пяти лет она дрессирует сына и держит его в полной изоляции. На нарушения пищевого поведения ребенка она реагировала неконтролируемыми вспышками гнева, поскольку здесь подвергалось непосредственной угрозе ее компенсаторное стремление иметь совершенного сына, который заставит ее забыть о «позоре» своего рождения. Она вышла замуж, лишь когда ребенок научился читать, приобретя таким образом некоторую презентабельность. Но уважаемый статус, за который она в страхе цеплялась, дал ей только муж. Поэтому она могла лишь мнимо вставать на сторону сына
Жилищная проблема больного, которую он обозначал как вопиющую несправедливость, предстает на этом фоне выражением изначально подавленной потребности быть принятым таким, каким он появился на свет. – слабым ребенком, зависимым от заботы матери. «Вопиющая несправедливость» состояла в том, что его с самого начала принуждали быть кем-то другим, заставляя компенсировать «позор» матери своими успехами в учении. На каждое несоответствие своим завышенным ожиданиям мать отвечала гневом, упреками и суицидными тенденциями.
После того, как пациент психосоматически отреагировал свою экзистенциальную «жилищную проблему» (то есть отказ в праве на жизнь и защищенную ситуацию в детстве, и был обречен на саморазрушаюшую связь с матерью, а позже с замещающей ее больницей), в дальнейшем он отвечал субпсихотическими реакциями на участившиеся расставания с матерью, изгнание из родительского дома, удаление желудка (служившего ему сценой, на которой разыгрывался конфликт) и запрет на помещение в больницу. Если сначала он «в шутку» угрожал матери ножом, то теперь он грозил взорвать себя вместе с домом, то есть уничтожить целиком патогенный симбиоз после того, как обмороки и социальное самоуничтожение, к которому они привели, не дали ему постоянной заботы и внимания к себе.
Примечательным в описанной здесь динамике является полное отщепление происходящего от осознаваемых переживаний. Пациент цепляется за представление о том, что у него хорошие отношения с матерью. Не менее примечательным является практика традиционного медицинского обслуживания, основанная на таком же отщеплении.
С пациентом всегда обращались как с носителем симптомов. Для матери он был символом позора, его предстояло вышколить для роли гаранта компенсирующего социального успеха. Для больницы он был носителем язвы желудка, которую оперативно удалили. Из-за непонятных обмороков он стал казаться симулянтом, несмотря на очевидное ухудшение соматического состояния. Для психиатрической больницы он в действительности предстал симулянтом. Лишь в результате угрозы взрыва он вновь стал носителем симптома – на сей раз психиатрически классифицированного. На него навесили ярлык и госпитализировали как «социально опасный» случай психопатии.
С моей точки зрения, на этом примере видна психодинамика общества. Внебрачный ребенок интерпретируется как симптом позора матери. По отношению к учреждениям традиционного медицинского обслуживания пациент может легитимировать себя лишь с помощью манифестного симптомообразования, укрепляющего его ложную идентичность желудочного больного или психопата.
При этом пациент снова использует псевдокоммуникацию, чтобы обнародовать «вопиющую несправедливость», причиненную ему матерью. Его протест против своей жилищной нужды – попытка обратить внимание на запрет собственной идентичности уже на уровне социально принятых норм. Метафоричность истории его болезни, являющейся историей отрицания права на жизнь, остается неосознаваемой как им, так и учреждениям традиционного здравоохранения, в которых он лишь перешел с одного отделения на другое – из соматического в психиатрическое, в то время как основная проблематика идентичности не была затронута медициной, ориентированной лишь на симптом.
Оба примера, приведенные здесь вкратце: пациентка Мери, заболевшая желчнокаменной болезнью и страдающая канцерофобией, и пациент Боб, обращающий внимание на «вопиющую несправедливость» своего жилищного положения, – свидетельствуют, с моей точки зрения, о том, что генез и динамика психосоматических заболеваний могут быть адекватно поняты лишь как выражение неудавшегося формирования идентичности в рамках патогенной групповой ситуации. Помимо этого эти примеры иллюстрируют динамику общества в целом, учреждения которого реагируют лишь на симптомообразование, будь это желчнокаменная болезнь, язва желудка или социально опасное поведение психопата, в то время как патология идентичности остается без внимания.
Я хотел бы теперь обратиться к отдельным аспектам патологии идентичности, которая, по моему опыту, всегда связана с психосоматическим заболеванием. Особое значение в генезе психосоматических заболеваний, с моей точки зрения, имеет патогенный симбиоз матери и ребенка, который простирается за пределы нормального периода первых лет жизни. В дальнейших примерах будет показано, как эта патогенная семейная ситуация при психоаналитической групповой терапии вновь всплывает в пспходинамике переноса, становится доступной осознанию и коррекции.
Боб: психическая дезинтеграция – предыдущая | следующая – Беата: «патологическая верность»