Центральной проблемой в индивидуальной терапии стала его бессознательная потребность в пассивности, потворстве, зависимости и нежности, нарциссической поддержке. Он рассказал о сне, который повторялся у него несколько лет. Ему снилось, что он вместе с девушкой, с которой хочет вступить в половой контакт. Она, кажется, не против, но он не знает, куда ему с ней пойти. Он ведет ее к себе домой, долго ищет, но не может найти ключ от квартиры. Когда он находит ключ, он просыпается, незадолго до осуществления своих желаний, с сильной тревогой потому, что опять не добился своего. Из его ассоциаций стало ясно, что навязчивая фиксация на сексуальных проблемах, представленная в повторяющемся сне, замещает его потребность в зависимости и нежности, в которой он себе не решается признаться.
Впервые он смог говорить о своем чувстве ненависти и садистических тенденциях в обращении с женщинами. Он говорил, что его покидали все женщины. Предвосхищая это, он сам мучил своих подруг, демонстрируя им мнимое отсутствие интереса и заявляя, что ничего по отношению к ним не чувствует. Он чувствовал себя уверенным, лишь когда после этого утешал плачущую в отчаянии подругу. Сейчас он смог распознать, что слезы подруги были в действительности его собственными, что ими он повторял свои отношения с матерью, которой был не нужен и которая утешала его, лишь когда он был болен и в отчаянии. В остальном же она всегда игнорировала его потребность в нежности, внимании и поддержке. Она занималась домашним хозяйством и отсылала его.
В этой связи он говорил о своем сильном чувстве вины. Он не способен выразить другим людям свою потребность в нежности и тепле и когда ему, например, хочется танцевать с девушкой, он чувствует, что готов провалиться сквозь землю от страха, что ему откажут. В этот момент он полностью парализован, не знает, как вести себя, и всегда ретируется, что часто похоже на бегство. Динамика желаний зависимости отчетливо видна в сновидении, о котором он рассказал вскоре после этого. За два года это был первый сон, который он полностью вспомнил. Он танцевал с двумя девушками, свободно двигаясь по танцплощадке. Потом он с независимым видом оставил их, чтобы принести себе что-нибудь поесть. Навстречу ему шла психотерапевт, которую он знал в лицо и по рассказам, но не был знаком. Она приветствовала его, обняла рукой за плечи, как будто знала его очень давно. Он чувствовал то же самое, был доволен и счастлив.
Непроизвольно вспомнились мать и сестры, он вспомнил о соперничестве с сестрами, а также о сильных инцестуальных желаниях по отношению к ним. Он завидовал их тесным отношениям с матерью – на более ранних этапах терапии на первом плане было соперничество с сестрами за внимание отца. С другой стороны, он сильно идентифицировал себя с ними. В своих сексуальных фантазиях он часто с наслаждением представлял себя девушкой, имеющей половые контакты с девушками. В особенности его возбуждало представление о ношении женской одежды в публичном месте. В ходе дальнейшего анализа сна он смог распознать, что эти желания и фантазии, связанные с сильным чувством вины и усиливавшие постоянные сомнения в собственной мужественности, были выражением желания получить нежность, тепло и понимание матери, которую он узнал в незнакомой и в то же время родной женщине-психотерапевте из своего сна. Наконец, он понял, что девушки из сновидения представляли терапевтическую группу и что уход от них «с независимым видом» представлял его уход из группы, которую он покинул, чтобы удовлетворять в индивидуальной терапии свои оральные потребности в нарциссической поддержке. Это было также уходом от сестер. Представленный в сновидении активный поиск орального удовлетворения отражал также его уход из семьи, который он символически совершил еще раз, оставив терапевтическую группу и настаивая на индивидуальной терапии. В особенности значимым для пациента было то, что терапевт не покинула его, а приняла его потребность в эмоциональном тепле и поняла его сильный страх, с которым он воспринимал и пытался вытеснить эту потребность.
В первой фазе терапии он цеплялся за идеализированный образ матери, отрицая ее роль в своем страхе и одиночестве. Всю вину за свою ситуацию он приписывал отцу, которого одновременно также идеализировал и которым восхищался за его интеллект и невероятную работоспособность. Во второй фазе терапии на первый план вышла эмоциональная жесткость и ригидность матери, которую он вновь пережил в группе.
Теперь он смог принять диадную ситуацию индивидуальной терапии как дружественный и поддерживающий симбиоз и, таким образом, был в состоянии заключить терапевтический альянс не на базе симптома, а наоборот, как основу проработки архаического страха идентичности и ее диффузии – причины вытеснения и отреагирования интернализованной дефицитарной ситуации в раннем детстве.
Это нашло выражение в возрастающей дифференцировке интернализованного образа матери. Он смог узнать, что мать в действительности не соответствовала ни идеальному образу самоотверженной, всегда доброй матери, ни недифференцированному пугалу зловредной матери-предательницы. Теперь он говорил, что больше всего страдал от страха, которым мать реагировала на его эмоциональные потребности. Эта боязнь упоминания сексуальности, проявлений агрессии и спонтанности сделала мать такой жесткой и ригидной. В сущности, она была тревожной и инфантильной матерью-ребенком, ожидавшей от своих детей, что они сделают все, чтобы угодить отцу, от которого она всегда зависела. Постепенно он был в состоянии открыть в страхе своих потребностей, вновь всплывшем в индивидуальной терапии, интернализованный страх самой матери и дистанцироваться от него.
Динамика переноса в группе – предыдущая | следующая – Изменения терапевтической ситуации