Мясищев Владимир Николаевич
(10 июля 1893 — 4 октября 1973) — советский психолог, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент АПН СССР. После окончания медицинского факультета Петроградского психоневрологического института (1919) работал в Ленинградском научно-исследовательском институте им. В. М. Бехтерева. Научные исследования В. Н. Мясищева охватывали широкий круг вопросов психоневрологии, психофизиологии, общей и педагогической психологии, но наибольшее значение для современной психологии имеют разработанная Мясищевым патогенетическая теория неврозов, а также его общепсихологическая теория личности, основу которой составляет оригинальная психология отношений человека. Соч.: Личность и неврозы. Л., 1960; Психические особенности человека, т. 1—2. Л., 1957—1960 (совм. с А. Г. Ковалевым); Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека. — В кн.: Психологическая наука в СССР, т. 2. М., 1960; Введение в медицинскую психологию. Л., 1966. (соавт.).
Структура личности и отношения человека к действительности
В. Н. Мясищев
В современной психологии все более осознается необходимость того, чтобы характеристика личности пронизывала все содержание системы психологии.
Личность как присущее только человеку психическое образование находится в особенно отчетливой зависимости от общественных условий развития человека.
Известное марксистское определение сущности личности имеет в виду прежде всего личность человека в его общественной обусловленности и общественной значимости его отношений. Это философское и общественно-историческое определение должно быть раскрыто в его психологическом значении.
Многообразие отношений, определяющее многосторонность и богатство личности как сложнейший синтетический продукт истории развития, требует выделения в структуре личности доминирующих отношений, характеризующих ее направленность. Процесс развития, обусловленный внешними и внутренними условиями, определяет общий уровень развития и различные уровни развития различных отношений человека.
Согласованность человека в его реакциях выражающих отношения к действительности, позволяет говорить о структуре отношений личности. Важный компонент в характеристике личности представляет динамика ее отношений к действительности.
Говоря о направленности или доминирующем отношении, надо учесть: а) отношение человека к людям, б) отношение его к себе и в) отношение к предметам внешнего мира. Категория отношения к людям является решающей и определяющей и носит характер взаимоотношения.
Система взаимоотношений с окружающим определяет объективное положение ребенка и взрослого в окружающей социальной среде, их различную роль в ней, их отношение к социальному окружению.
Личность, формируясь во взаимодействии с людьми, не только удовлетворяет свои потребности, но и регулирует свое поведение. Существенные условия и психологические закономерности педагогического успеха заложены в связи потребностей личности и требований окружающих, в связи привязанности к окружающим с удовлетворением ими потребностей, личности, в вытекающей отсюда внутренней готовности выполнять на основе привязанности неприятные внешние требования или отказываться от желаемого, но запретного.
Уже в раннем возрасте в связи с существованием общественных требований и запретов у ребенка возникает сознание обязательного и запрещенного. Наряду с формулой «хочу» отчетливее сказываются формулы: «можно», «нельзя», «нужно», «должно». Возникает различное соотношение внешнего и внутреннего мира — поведения «для себя» и «для других» Из этих же взаимоотношений формируются такие черты характера, как инициативность, смелость, боязливость, откровенность, замкнутость, капризность, скрытность, прямота, лживость.
Особенности типа нервной деятельности в соотношении с систематичностью, последовательностью и объективной обоснованностью (или противоположными особенностями) воздействия также влекут за собой образование различных свойств характера как особенностей отношения и способов реакции на различные обстоятельства. В зависимости главным образом от социально-экономического положения ребенок более или менее рано вовлекается в труд (бытовой, учебный, производственный). Осознание жизненной необходимости труда, любовь к нему, потребность в труде, так же как и противоположные свойства, вырастают с необходимостью из истории развития ребенка.
Отсутствие требований и безотказное удовлетворение потребностей формируют ребенка, подростка и далее юношу с недоразвитием общественно обязательного характера отношений.
Решающим в генетическом понимании отношений ученика к труду, учебному труду, к общественным требованиям, к дисциплине и первичным в этом смысле отношением является отношение к руководителю, к тому, кто указывает правила. Рост личности заключается в превращении персонального отношения в принципиальное, при котором незаметно происходит переход от зависимого действия (ради руководителя) к самостоятельному действию (ради принципа).
побуждения – предыдущая |следующая – интраиндивидуальная структура
Оглавление. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырей. Психология личности. Тексты.
Консультация психолога по семейным вопросам в психологическом центре Просвет.