От психофизиологии к психоанализу
«Меня мучают два намерения, – писал Фрейд весной 1895 года своему берлинскому другу и коллеге Флису, – во-первых, посмотреть, как будет выглядеть учение о функционировании психики при введении количественных параметров, своего рода экономики нервной энергии, а во-вторых, выделить из психопатологии все то, что полезно для нормальной психологии». Ему хотелось, с одной стороны, на основе результатов, полученных при исследовании неврозов создать всеобъемлющую психодинамическую теорию личности, с другой же – интегрировать эту психодинамическую концепцию в систему представлений современной нейрофизиологии и невропатологии, в рамках которой сформировались его научные представления. Результатом разработки этой «психологии для невропатологов» («Эскиз психологии», Freud, 1895а) была попытка разрешить классическую «психофизическую проблему» на основе физиологии того времени.
Фрейд мучительно пытался создать «естественнонаучную психологию и представить психические процессы как количественно определенные состояния объективных материальных факторов», которыми, как он полагал, являются нейроны. Он конструировал сложную систему организации этих «факторов», чтобы объяснить психодинамические процессы, которые он наблюдал при истерии, неврозе страха и во сне, рассматривая их как функции физиологических механизмов. О результате он сообщил Флису: «Все кажется взаимоувязанным, колесики цепляются друг за друга, такое впечатление, что эта штука – действительно машина и вот-вот двинется сама собой».
Уже месяц спустя эта нейрофизиологическая «машина», в эскизе и описании которой во многом предугадываются программа и теория последовавшего за ней психоанализа, кажется Фрейду «бредовой шуткой». Он бросает «эскиз» и еще более погружается в свою клиническую работу – исследование и лечение «двух неврозов», стремясь, прежде всего, заполнить «психологические пустоты».
Три года спустя он пишет Флису: «Я… совершенно не склонен оставлять психическое в подвешенном состоянии без органической основы. Но кроме убежденности (в органической основе психических процессов. – Г. А.) у меня ничего нет ни теоретически, ни терапевтически, и я поэтому вынужден вести себя так, как если бы передо мной было лишь психическое». Этим замечанием, которое Фрейд позднее многократно повторял, он в каком-то смысле подводит черту под своими усилиями естественнонаучного решения «психофизической проблемы». Решаясь «вести себя» так, как будто перед ним было лишь «психическое», он выходит за рамки медицины, которая понимает себя лишь как «прикладная естественная наука».
С другой стороны, Фрейд, как известно, сохранял принципиальную верность своим нейрофизиологическим истокам, поскольку всегда подчеркивал, что психологическая терминология психоанализа (не сами по себе психоаналитические открытия и познания) является временной и когда-нибудь будет заменена благодаря прогрессу в физиологии и биохимии. В этом смысле он никогда не порывал с традицией естественнонаучной медицины в духе школы Гельмгольца, к которой принадлежал также его учитель Брик.
Бернфельд (1944) дал нам программное кредо этой школы. Оно звучит так: «Мы поклялись подтвердить ту истину, что в организме не действуют никакие другие силы, кроме общих физико-химических; что там, где до сих пор объяснение оказывалось недостаточным, должен физико-математическими методами вестись поиск их природы и действия в каждом конкретном случае, или же следует предположить существование новых сил того же порядка, что и физико-химические, присущих материи, которые всегда сводимы лишь к притягивающимся или отталкивающимся компонентам…»
Фрейд всегда чувствовал себя обязанным этому естественнонаучному императиву и поэтому называл «здание учения о психоанализе, которое мы создали», «надстройкой, которая когда-нибудь будет водружена на свой органический фундамент», сожалея о том, что «нам это пока еще не удалось» (Freud, 1916-1917).
Очевидно он все же считал, что в двадцатые и тридцатые годы было еще слишком рано «заигрывать с эндокринологией и автономной нервной системой», чтобы таким образом поставить надстройку психоанализа на его органический фундамент. Он видел в этом искушение, уступить которому означало бы отказаться от решающего шага психоанализа – исследования и лечения заболеваний на основе изучения бессознательного. Реинтеграция психоанализа в органическую медицину была бы в этом случае равнозначна отказу от основополагающих предпосылок для всякой психоаналитической теории и практики.
Решение Фрейда вести себя так, как если бы он имел дело только с психологией, было не просто прыжком из одной научной дисциплины в другую – из физиологии в психологию. И его надежда на то, что когда-нибудь познания психоанализа найдут адекватные физиологические и биохимические корреляты, ни в коем случае не означает, что он считал психоаналитические познания недостаточно серьезными с научной точки зрения.
По его мнению, физиология и биохимия должны добиться значительного прогресса, чтобы соответствовать тому шагу вперед, который был сделан психоанализом в исследовании и лечении психических и психосоматических заболеваний. Ибо этот шаг означал больше, чем смену физиологического подхода на психологический, «прикладной физиологии» на «прикладную психологию». Основные положения психоанализа произвели подлинную революцию в отношениях врача и больного, представлениях о патологическом процессе, целях и методах терапии.
Этот шаг проявился в переходе от техники гипноза к технике свободных ассоциаций. С введением нового метода возникла «психоаналитическая ситуация» как поле исследования и лечения психических и психосоматических заболеваний, и я хотел бы в нижеследующем экскурсе детальнее показать все, что связано с этим шагом в теории психоанализа в целом и психоаналитической психосоматики в частности.
Психосоматика и психоанализ – предыдущая | следующая – Техника свободных ассоциаций