От психоаналитического учения о неврозах к «медицинской антропологии»
Значительным вкладом в развитие психоаналитической психосоматики мы обязаны Виктору В. Вейцдкеру (1933, 1940, 1949, 1954) и основанной им гейдельбергской школе. С середины двадцатых годов В. Вейдкер стремился ввести психоаналитические познания и основы в органическую медицину. При этом изучение и демонстрация роли психического в возникновении и в особенностях течения органических заболеваний не являлось для него главной целью. Его «Применение психологии неврозов к внутренним болезням» (1954) давало скорее новое научно-теоретическое определение медицины в целом, речь шла о «медицинской антропологии». Поэтому он быстро оказался в конфронтации с функционалистскими воззрениями своего учителя Рудольфа фон Крела (1929) и прежде всего с Густавом фон Бергманом (1936), который сделал нарушения функций центральным понятием своего физиологически-функционалистского понимания болезни.
В. Вейдкер, напротив, хотел понимать психику не только как дополнительный фактор болезненного процесса, так сказать, как еще одно колесико в расстроенной физиологической машине. Он стремился не к интеграции изолированных психоаналитических познаний в традиционном учении о болезни, а к пониманию органических заболеваний на основе психоанализа как нарушений смысловых связей. При этом он понимал разработанное в психоанализе лечение неврозов психотерапией прежде всего как «предварительную тренировку перед гуманизацией всей медицины» – задачу, которую он спустя десятилетия считал «решающей, но в основном не решенной» (V. Weizsdcker, 1954). Целью его усилий был сформулированный им позднее «динамичный генетически целостный образ человека, в котором содержатся ведущие идеи психоанализа, но который значительно шире психологии, так как он включает в себя как организм, так и констелляции окружающего мира».
Исходным пунктом его теорий являются отношения врача и больного в форме разработанной Фрейдом «межличностной лаборатории». При этом он направляет свое внимание не только на психическое содержание сообщений больных, но и пытается «попасть вместе с больным в ситуацию, в которой его органические функции сами начали бы говорить и могли бы быть подслушанными». Он исходил из того, что высказывания больного «должны восприниматься всерьез как истинное восприятие его собственного жизненного процесса» и истолковываться как «свидетельство самовосприятия без ограничения». «Так же, как зрением и слухом мы воспринимаем окружающий мир, мы можем с помощью телесных ощущений и фантазии воспринимать внутренние процессы, функции и их взаимодействие» (V. Weizsdcker, 1954).
Первым результатом его усилий была работа «Соматические процессы и невроз» (V. Weizsdcker, 1933). На примере больного, обратившегося с жалобами на затруднение мочеиспускания и перенесшего затем ангину в ходе аналитической терапии, фон Вейцдкер разработал основы своего учения о «круге образов» (V. Weizsdcker, 1933. 1940). Позже он утверждал, что оно является «ничем иным, как теоретической абстракцией формы жизненных процессов, открывавшихся мне в отношениях с больным» (V. Weizsdcker, 1954).
Значительный шаг, который он делает в своей концепции «круга образов», состоит в доказательстве того, что организм имеет субъектный характер уже на уровне биологических и физиологических процессов, и поэтому физиологические процессы следуют закономерностям, значимым для межличностных отношений. Анализируя «биологические акты», например, ходьбу по пересеченной местности, движения глазных яблок и экспериментально вызванные головокружения, он показывает, что такие категории классической физиологии, как раздражение, рефлекс и т. д., недостаточны для описания биологических процессов, поскольку не могут отразить решающий момент «самодвижения», а именно: единство восприятия и движения в «биологическом акте». На этих примерах он показывает, что биологический организм должен пониматься как самодвижущийся субъект, который, благодаря специфическому характеру своего обращения с окружающим миром, то есть своим биологическим актам, связан совершенно определенными отношениями с окружающим миром, которые он определяет как «когерентность». Он определяет эту когерентность как «хрупкое единство, которое позволяет субъекту упорядочить свою связь с окружающим миром». Как субъект, организм противостоит окружающему миру. Своим обращением с ним он приводит «хрупкое единство… в порядок» (V. Weizsdcker, 1940).
Из этого для фон Вейцдкера следует, что биологический организм человека имеет характер субъекта уже на уровне физиологических функциональных связей, иными словами, Я есть органическое единство. Однако, это Я биологического организма нельзя представлять изолированно. Уже на биологическом уровне оно находится в постоянном взаимодействии с окружающим миром, которое также большей частью носит субъектный характер. В этом смысле фон Вейцдкер видит «важнейшим изменением научного сознания нашего времени… противопоставление Я окружающему миру, а не психического физическому» (v. Weizsdcker, 1954). Его учение о круге образов – это попытка основать науку, «которой еще нет, науку, которая изучает не связь души и тела, а стоит по ту сторону этого дуализма или, если хотите, по эту».
Основной вклад психоанализа в эту науку фон Вейцдкер видит в том, что он сделал межличностные отношения между врачом и больным решающим полем исследования и терапии. Он полагает, однако, что психоанализ должен оставить свое самоограничение психологией, чтобы преодолеть научно-теоретический «плен своего островного положения». Предпосылку для такого шага он видит в том, «что обе граничащие с психикой области – соматика и внешний мир, в котором мы живем, – устроены так, что психика может вести с ними до известной степени понятный диалог, а также то, что в этих двух областях говорят если не на том же, то, по крайней мере, на языке, доступном переводу» (V. Weizsdcker, 1954).
В своей ранней работе «Соматические процессы и невроз» фон Вейцдкер предложил в этом смысле заменить традиционную концепцию конверсии концепцией «выравнивания психофизических констелляций и их нарушений». Он уточнял: «Это выравнивание, как мы выяснили, здесь вообще никогда не происходит между психическим и физическим, как если бы, образно говоря, происходил обмен радости и страдания, душевного волнения на неодушевленные химические процессы. Выравнивание, строго говоря, возможно лишь тогда, когда однородный уровень функционирования позволяет осуществлять сдвиги на однородном уровне». При этом он опирался на наблюдение органического заболевания своего больного в ходе аналитической терапии. Он писал, что органическое заболевание дало больному эмоциональное восприятие и ощущение собственного тела, став, таким образом, решающим этапом процесса выздоровления. Фон Вейцдкер заключил из этого, что защитный характер симптомов (психоанализ пришлось прерывать на время болезни) психодинамически был менее значим, чем прогрессивный шаг к интеграции. Этот процесс он понимает как «критический поворот событий в своем течении», приведший к изменению как психической, так и физической констелляции в том смысле, что органическая инфекция, параллельная впервые полученному ощущению тела, выступила вместо торможения органических функций и паранойяльных фантазий. «Ограничению функций и потере реальности в неврозе» он противопоставляет «смену функций» и «смену реальности», наступающие с органическим кризисом. «Заболев ангиной, он (пациент. – Г. А.) узнает себя иным, чем раньше, ему открывается иной внешний мир». Хотя и то, и другое, невроз и органическое заболевание, «позволяют ему не решать специфический конфликт», существенное различие заключается в том, что «ангина имеет тот характер реальности, которого невроз в общем не достигает» (V. Weizsdcker, 1953).
Теория коррелята одновременности – предыдущая | следующая – Понятие Я