canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Теория коррелята одновременности Г.Шульца-Хенке. Взаимодействие психики и соматики в теории коррелята одновременности.

К психоаналитической теории психосоматических заболеваний (продолжение)

От концепции эквивалентов к корреляту одновременности

Мы можем видеть определенную параллель усилиям Александера по разработке систематических основ психоаналитической психосоматики в кон­цепции «корреляции одновременности», разработанной Гаральдом Шульц- Хенке (1940, 1951). Гаральд Шульц-Хенке, который вместе с Вернером Кемпером(1942, 1949, 1950, 1954, 1958) внес решающий вклад в создание психосо­матической медицины в Германии, обнаружил, что «огромная часть невроти­ческой симптоматики находит свое выражение в соматических симптомах». Он понимал эту органическую симптоматику как «соматический коррелят пси­хических процессов».

В своей теории «корреляции одновременности» он утверждает «наличие простой функциональной зависимости психики и соматики от характера од­новременности». Связь при этом носит характер не каузальности, а отноше­ний взаимодействия. На основе обширных психосоматических исследований Шульц-Хенке разработал схему, в которой названным им «сферам побужде­ний» к обладанию, принятию себя, сексуальному удовлетворению подчинены специфические органы и группы органов. При этом он предполагает, что со­стояния психического возбуждения в соответствующих сферах побуждений ведут к функциональным изменениям соответствующих групп органов. С этой точки зрения он дает органическую симптоматику психосоматических забо­леваний как «коррелят одновременности с запалом когда-то интенсивно ощу­щавшихся, а затем ставших латентными побуждений или потребностей». Бо­лее редкую форму органического расстройства он находит в «функциональ­ном нарушении как корреляте одновременности с усилившимся неосознаванием представлений» (Schultz-Hencke, 1951).

Разделение на группы симптомов напоминает разделение Фрейдом кон­версионной симптоматики и актуальных неврозов и разделение групп симп­томов, предпринятое Александером. Теория «коррелята одновременности» имеет также большое сходство с представлением Александера о физиологи­ческом компоненте эмоциональных процессов, обозначенных Шульц-Хенке как стремления «экспансивного», то есть как побуждения, возникшие в ре­зультате «торможения» их интенсивности, которые он также называет «готовностями».

При этом Шульц-Хенке понимает органическую симптоматику как «язык органов», в котором «бессознательный смысл-мотив-побуждение- потребность… вместо того чтобы быть высказанным словами, проявляется лишь в подчеркнутом функционировании органа». Вопрос о том, почему возникает органическое нарушение, для Шульц-Хенке получает принципиальный ответ в общей корреляции одновременности. Он говорит также о соматической стороне невротической симптоматики вообще, причем по­стулирует «слабость органа» как обстоятельство, способствующее возник­новению симптомов.

Теория Шульц-Хенке о корреляции одновременности является осно­вой большого клинического вклада в психосоматику основанной им шко­лы. Ограниченность его концепции заключается, с моей точки зрения, в том, что его модель побуждения-торможения не использует дифференци­рование психической структуры, говоря в общих чертах о «ядре» и «скор­лупе» различных невротических структур. Хотя он своей концепцией о раз­личных сферах побуждений достигает широкой функциональности психо­динамических категорий, его решительный отказ от учения об инстинктах и, более того, от психоаналитического понятия Я, лишает его, с моей точки зрения, важных теоретических инструментов психоаналитической науки о лечении, необходимых именно для дифференцирования теории коррелята одновременности.

Так, например, он утверждает: «Психоаналитическое понятие Я совер­шенно неприменимо и ненужно… Вместо того чтобы раздувать его, лучше было бы точно описать, в чем, собственно, состоит то переживание, которое называют разумным учетом реальности субъектом». Он сам полагает, что «ста­рое понятие разума» при этом будет играть лучшую роль, чем понятие Я (Schultz-Hencke, 1972). Эта короткая расправа с психоаналитической теорией Я объясняется, конечно, тем, что дальнейшее развитие и дифференцирование психоаналитического исследования Я в основном происходили вне немецко­язычной литературы и тогда, когда психоанализ в Германии был отрезан от всякой связи с этим развитием.

Я привожу здесь точку зрения Шульц-Хенке для того, чтобы показать, что он сам развивал свои концепции в обстановке полной изоляции, но также и потому, что именно точное изучение и описание «тех переживаний, которые называют разумным учетом реальности субъектов» в рамках психоаналити­ческого исследования Я решающим образом способствовали прогрессу пси­хоаналитической психосоматики.

Вклад в учение о неврозах – предыдущая | следующая – Медицинская антропология

Психосоматическая терапия. Оглавление

Яндекс.Метрика