тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

Познавательное развитие (ошибки местоположения)

Этот второй вид поведения, который мы относим к категории ошибок местоположения, нельзя объяснить на ос­новании описанного выше правила. Он предполагает су­ществование правила, подобного следующему: «Если не видно желаемого предмета, ищи его там, где находил преж­де». Это несколько причудливое правило, и нас должно заинтересовать его происхождение. Несмотря на то что наши рассуждения могут строиться только на предполо­жениях, тем не менее в приведенном выше обсуждении проблемы идентичности имеются некоторые указания на это. Нами уже затрагивалась проблема, возникающая при невидимых перемещениях предметов. Что может сделать младенец для того, чтобы: вернуть себе предмет, который перемещается в то время, когда младенец на него не смот­рит, и окапывается вне поля зрения, когда младенец воз­вращает взгляд на его предыдущее местоположение? У младенца нет абсолютно никакой перцептивной инфор­мации о новом местоположении предмета.

У детей до шестимесячного возраста действительно не наблюдается попыток возвратить предмет. В более позд­нем возрасте имеют место поведенческие реакции, вклю­чающие поиск предмета там, где он был найден прежде (Бауэр, 1974б). В данном контексте такой вид поведения является совершенно обоснованным. Поскольку нет перцептивной информации относительно местоположения предмета, имеет смысл поискать там, где его удавалось на­ходить перед исчезновением. Если мы правы, говоря, что для находящегося на IV стадии развития ребенка совер­шенно непостижимым превращением является закрывание одного предмета другим, то, по-видимому, не удивительно, что при выполнении стандартного теста на постоянство предмета также появляются ошибки местоположения — для данной экспериментальной ситуации рассматривание места исходного расположения предмета является совер­шенно неадекватной формой поведения.

Эти две формы поведения (отодвигание чашки или платка и ошибка местоположения) характеризуют IV стадию развития. В конце этой стадии они настолько сли­ваются, что младенец, казалось, обладает парами условно рефлекторных ответов. Если младенец видит исчезновение предмета, когда его место занимается другим, то он под­нимет заместивший предмет для того, чтобы достать исход­ный. Если исходный предмет пропадает, но исчезновение его не наблюдается, то младенец ищет его там, где находил прежде. Такая стратегия поведения естественным образом обусловливает как ошибки, так и успехи, харак­терные для V стадии развития. Рассмотрим следующее наблюдение, взятое из работы Пиаже (1937):

«Наблюдение 55. В возрасте 1 г. 6 мес. 8 дней Жак­лин сидит на зеленом коврике и играет с картофелиной, которая чрезвычайно интересует ее (это новый для нее предмет). Она произносит «ро-terre» и забавляется тем, что кладет и вынимает картофелину из пустой коробки. Девочка увлечена этой игрой в течение нескольких дней.

I. Затем я беру картофелину и кладу ее в коробку — Жаклин наблюдает за моими действиями. После этого я помещаю коробку под коврик, переворачиваю ее так, чтобы оставить картофелину спрятанной под ков­риком и не дать ребенку увидеть мои манипуляции, и вынимаю пустую коробку. Я обращаюсь к Жаклин, которая не переставая смотрела на коврик и понимала, что я чем-то занимался под ним: «Дай папе картофели­ну». Она ищет ее в коробке, смотрит на меня, снова тщательно осматривает коробку, разглядывает ков­рик и так далее, но ей не приходит в голову мысль приподнять коврик, чтобы найти под ним картофелину.

В течение последующих пяти попыток ответы столь же неадекватны. Однако я начинаю снова и снова, каж­дый раз помещая предмет в коробку на глазах у ребен­ка, кладу ее под коврик и вынимаю пустой.И каждый раз Жаклин заглядывает в коробку, затем осматривает все окружающие ее предметы, включая и коврик, но не ищет под ним картофелину.

II. На седьмой попытке я изменяю методику — кладу картофелину в коробку, а коробку — под ков­рик, но картофелину оставляю в ней. Как только я вы­нимаю пустую руку, Жаклин заглядывает под коврик, находит и хватает коробку, открывает ее и вытаски­вает картофелину. В следующей пробе — аналогичная реакция.

III. Затем я возобновляю опыт по первоначальной методике: освобождаю коробку под ковриком и выни­маю ее пустой. Сначала Жаклин ищет предмет в ко­робке, но, не найдя его там, заглядывает под коврик. Следовательно, эта попытка оказывается успешной. То же самое происходит и во второй раз, но начиная с третьей пробы результаты снова становятся отрицательными, как это было описано в пункте I. Не является ли это следствием усталости?»

смысл отношения «внутри» – предыдущая | следующая – форма по­ведения