canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Операциональные значения у ребенка. Показатель сформированности операциональных значений.

Онтогенез телесности и развитие общения: на пути к разделению Я – не Я (продолжение)

Если рассмотреть феноменологию поведения младенца, с которой разные авторы связывают окончание периода психологического симбиоза и начало выделения Я, можно отметить, что вся она связана с изменением характера взаимодействия ребенка со взрослым. Это – развитие привязанности к матери (12), которая проявляется в положительных эмоциях и активности во время взаимодействия с матерью, в знаках нежности к ней, в отрицательной реакции на ее уход и примитивных замечающих способах совладения с ее отсутствием. Другие авторы указывают на появление совместных игр с неидентичными ролями, со сложным сценарием, на появление средств общения на расстоянии (13). Предлагаемые критерии отражают усложнение структуры взаимодействия с матерью, развитие знаковой активности (проявление нежности, исполнение определенной роли в игре и пр.). То есть речь идет об определенном уровне, развития коммуникативных действий, в частности, их операциональной и смысловой стороны, а, следовательно, о развитии “социальной” инструментальности.

Представление о совокупной предметно-коммуникативной деятельности ребенка и матери, имеющей общее мотивационное поле и состоящей из совместно-разделенных действий, объясняет психологическую природу симбиоза младенца и матери как закономерного этапа в развитии ребенка. Тот факт, что первые действия ребенка являются совместно-разделенными, в которых мать создает структуры этих действий (смысл, значение, операциональное звено), свидетельствует о том, что на этом этапе действие ребенка еще не можйт быть представлено ему в своей целостности, не может быть “задумано”, выполнено от начала до конца, а, следовательно, не может быть воспринято как собственное. Это может служить обоснованием положения Shotta (1974) о том, что основная проблема ребенка в период “психологического симбиоза” с матерью заключается в невозможности отличить, кто из них двоих является источником той или иной активности. Такую возможность ребенок получает к концу 1 года, на том этапе развития системы “мать-дитя”, когда все аспекты действий обретаются им и рождается чувство инструментальности, фундаментальное представление о себе как агенте действия, лежащее в основе разделения Я – не Я .

В этой связи возникает еще один важный теоретический вопрос о том, в какой форме собственная активность может быть представлена ребенку на первом году жизни. Не останавливаясь подробно на этой самостоятельной проблеме, отметим лишь, что основы для ее подробного изучения заложены в исследованиях А. Н. Леонтьева и А. П. Стеценко, посвященных онтогенезу значений. А. П. Стеценко (1983) показала, что на ранних этапах онтогенеза в процессе взаимодействия с окружающим миром, опосредованном отношением со взрослым, у ребенка складываются способы представления мира  в его смысловых характеристиках. Совокупность этих представлений упорядочивается в неких структурах, единицей анализа которых является довербальные значения – операциональные, предметные. Интересно отметить, что операциональное значение, складывающееся в ходе выполнения предметного действия, представляет собой субъективное отражение совокупности тех характеристик действия, которые фактически используются при его выполнении. Показателем сформированности у ребенка операциональных значений, по мнению автора, является разведение им планов “цель” и “средства” “действия”. Таким образом, собственная активность в освоении мира может быть представлена ребенку в виде совокупности операциональных значений. Ребенок познает действительность и себя через призму собственных действий.

Предложенные рассуждения служат в пользу тезиса о том, что переживания собственной отделенности от матери рождаются у ребенка вместе с развитием самостоятельных действий, которые первоначально являются столь же предметными, сколь и коммуникативными. Они становятся исходным способом функционирования внутреннего мира и формой его представленности ребенку. Освоение традиционных способов организации действий и обретение таким образом чувства инструментальности происходит в процессе постоянного взаимодействия со взрослым.

Важность своевременного формирования чувства инструментальности связана не только с разделением Я – не Я, но и с развитием саморегуляции. Как отмечал Выготский (1984) ее развитие идет по пути “знак для других — знак для себя”. В таком понимании внутренние механизмы саморегуляции суть интериоризировавшиеся внешние механизмы поведения, способы организации внешних действий, задаваемые матерью и являющиеся по своей исходной структуре совместно-разделенными с ней.

коммуникативное действие – предыдущая

вернуться к началу статьи

Яндекс.Метрика